Ежегодно 5 мая в России отмечается День водолаза. Этот праздник как профессиональный был учрежден в 2002 году указом президента РФ В.Путина по ходатайству представителей водолазных организаций, служб и структурных подразделений различных министерств и ведомств.
Датой для учреждения данного праздника послужило важное исторической событие - (23 апреля) 5 мая 1882 года по Указу Александра III в Кронштадте была основана первая в мире водолазная школа. В Указе императора было сказано, что водолазная школа должна готовить «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ».
Еще в середине 19 века после окончания Крымской войны и освобождения Севастополя возникла острая необходимость в работе водолазов по подъему орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. Хотя, по свидетельству современников, на флоте тогда имелись подобные специалисты, но «подчас были плохо обучены, но ценили свой труд дорого». К тому же, развитие водолазного дела в нашей стране того периода было обусловлено развитием военно-морского флота и минного дела. Уже в 1861 году в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом.
Открытие же водолазной школы в Кронштадте в 1882 году покончило с кустарным обучением специалистов. Теперь подготовка специалистов данного профиля была поставлена на научно-методическую основу. Ее основателем и просвещенным руководителем стал капитан 1 ранга (впоследствии адмирал) В.П. Верховский, а начальником школы водолазов был назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев.
Уже к концу 19 века школа имела значительный задел в теории и практике водолазного дела и пользовалась известностью и уважением в мире. В то время в Европе почитали за честь поехать на учебу в Кронштадт. Весь мир знает русскую водолазную школу. «Мы из Кронштадта» - это становится мировым признанием профессиональной подготовки. Безусловная заслуга в этом принадлежит всему ее персоналу, кропотливо подбиравшемуся на флоте и в учреждениях страны командованием.
К тому же, создание данного учебного заведения ознаменовало новый этап в развитии водолазного дела в нашей стране. Школа водолазов стала центром, объединившим научную мысль в области водолазного дела и подводной физиологии.
Длительное время учебный центр оставался единственным в мире, где готовили специалистов водолазного дела. Сегодня наследником Кронштадтской водолазной школы является Военно-Морской Инженерный Институт, образованный в 1998 году в результате объединения ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского и ВВМИУ имени В.И. Ленина. Этот петербургский военно-морской технический вуз достойно несет высокое звание одного из лучших в России учебных заведений, в которых готовят водолазов.
Специалисты данной профессии сегодня работают во многих ведомствах и структурах, отраслях и сферах жизнедеятельности современного общества. Но до сих пор водолазное дело остается достаточно сложной и опасной профессией. Поэтому к человеку, занимающемуся данной деятельностью, предъявляются серьезные требования - помимо профессионального мастерства, водолаз должен обладать стрессоустойчивостью, спокойным и взвешенным характером, хорошим слухом, внятной речью и конечно же физической выносливостью. И всё это не может не вызывать уважения.
Источник: