В 2106 году ЦБ намерен привязать цену ОСАГО к наличию штрафов за нарушение ПДД.
В 2016 году планируется ввести новый коэффициент, который будет использоваться страховыми компаниями при расчете стоимости ОСАГО. Значение коэффициента будет зависеть от того, привлекался ли водитель к административной ответственности за нарушение ПДД или нет.
Данное положение содержится в докладе «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ», который 2 декабря текущего года представил ЦБ. Разрабатывать и внедрять новый инструмент ЦБ будет совместно с Минфином и МВД, сообщает РБК.
В настоящее время при расчете стоимости ОСАГО применяется восемь коэффициентов, на которые умножается базовый тариф. Например, цена зависит от возраста и стажа автовладельца, а также от мощности автомобиля и от региона, в котором он эксплуатируется. На стоимость страховки значительно влияет коэффициент бонус-малус, предоставляющий скидку за безаварийную езду (50% за 10 лет). Страховая компания может также увеличить стоимость ОСАГО в 1,5 раза, если ранее клиент допустил грубые нарушения правил страхования.
Ожидается, что введение в ОСАГО повышающих коэффициентов для злостных нарушителей ПДД станет действенным экономическим стимулом для улучшения ситуации с аварийностью на дорогах страны. Такие корректировки также позволят сделать ценообразование в ОСАГО более справедливым и индивидуальным, считает заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов.
Аксянов также полагает, что систему корректирующих коэффициентов в ОСАГО нужно вводить поэтапно. В частности, «на первом этапе повышающий коэффициент может быть введен для водителей, совершивших серьезное нарушение ПДД, например для тех, кто выехал на встречную полосу или проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора, а затем данную практику можно распространить и на других водителей, которые систематически нарушающих правила. Кроме того следует предусмотреть вилку повышающих коэффициентов в зависимости от тяжести и частоты допущенных нарушений», - говорит Аксянов.
Работать система должна не только в сторону повышения тарифа для нарушающих водителей, но также она должна предоставлять и понижающий коэффициент для аккуратных водителей, считает руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров. «В таком случае перестанет действовать принцип, что аккуратные водители оплачивают убытки нарушителей, то есть распределение премий станет справедливым. Когда такая система заработает в полную силу, можно ожидать, что разница в конечной стоимости полисов ОСАГО для обеих групп водителей будет измеряться десятками процентов», - говорит Макаров.
Напомним, что величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Банк России. За 2014-2015 годы ЦБ дважды повысил тариф по ОСАГО. С 12 апреля ЦБ увеличил тариф по ОСАГО в среднем на 40% и ввел тарифный коридор в 20%. Таким образом, страховые компании смогли увеличить тариф на 60%.
Тогда зампред ЦБ Владимир Чистюхин объяснял решение несколькими причинами.
Во-первых, с 1 апреля 2015 года был увеличен лимит выплат по ущербу жизни и здоровью с 160 тысяч до 500 тысяч рублей.
Во-вторых, ЦБ пытался нормализовать продажу полисов: ранее некоторые страховые компании, чтобы не торговать себе в убыток, перевели свои офисы в отдаленные деревни.
Источник: