То, что путешественник должен быть мастером на все руки, продиктовано необходимостью. Ведь вдали от цивилизации даже небольшая мелочь, которая в городе решается за минуты, может превратиться в серьезную проблему. Взять, например, проколотое колесо…
Во время путешествия по Карелии я пробил все четыре колеса. Местные шутники решили преградить путь гаишникам в свой поселок и закопали поперек дороги доски с гвоздями-«стодвадцатками». Но судьба решила подсунуть «подарочек» мне. Ближайший шиномонтаж в 200 километрах. К счастью, у меня нашлись саморезы, способные заткнуть дыры, и до сервиса я дотянул. А если бы саморезы были тоньше или их вообще не оказалось? Тогда я понял, что пора осваивать ремесло шиномонтажника.
Наборы для ремонта шин продаются в практически любом магазине запчастей. Основные инструменты – специальный напильник, игла (именуемая еще шилом) и резиновые жгуты. Неплохо еще иметь жидкий активатор, но обязательным этот компонент не является.
Технология проста: находишь место прокола, удаляешь его причину, зачищаешь дырку напильником и шилом заправляешь жгут в отверстие. Но это в теории.
Место прокола не всегда радостно прыгает навстречу, крича: «Почини меня!» Чаще приходится снимать колесо, очищать от грязи, накачивать до 3–4 атмосфер и обливать мыльным раствором. По пузырькам находим место утечки воздуха.
Есть тонкости и в установке жгутика. Вначале его надо просунуть в отверстие иглы и протащить так, чтобы игла оказалась посередине. Длина жгута должна составлять не менее 10 см, особенно если у вас универсальные или грязевые покрышки с усиленным протектором. Резиновая «веревка» не всегда охотно лезет в отверстие шила, поэтому иногда кончики иглы требуется разжать. Если есть активатор, им следует смочить жгут. Просовывать резинку в отверстие надо без лишних усилий. Иначе ушко иглы разрежет жгутик. Погружать шило в протектор следует до тех пор, пока на поверхности не останется 1 см резинки, после чего аккуратно, при необходимости с раскачкой и проворотами, вытащить инструмент: резкий рывок вернет жгут на поверхность. Остается обрезать кончики заплатки, накачать колесо до 4–5 атмосфер и проверить герметичность мыльным раствором. Пузырьков нет – можно ехать. Если же воздух вырывается, вковыриваем жгут и проводим весь цикл по новой.
Ликвидировать своими силами можно не любой прокол. Повреждения боковины часто вообще не лечатся, тем более кустарно. Производители наборов заявляют, что в протекторе герметизируются дырки до 10 мм в диаметре, но личный опыт показал, что неспециалист заткнуть отверстие более 8 мм вряд ли сможет. Хотя, если нет альтернативы, то надо пытаться. При проколах до 5 мм применяется один жгут, больше 5 мм – в иглу вставляйте сразу два. И тщательно подбирайте инструмент.
Мы взяли несколько наборов разной комплектации. Оказалось, что основное – это строение шила. Классика, когда ушко аналогично ушку иглы швейной, только с разрезом во внешней части, не очень удобно. Особенно для непрофессионала. Туда сложно просунуть даже один жгутик, а уж если требуется ремонт большой дыры, то можно мучиться долго. Поэтому ушко должно представлять собой «рогатку»: жгут легко встает внутрь и легко выходит при вытаскивании шила из протектора. Напильник, и игла должны иметь Т-образную ручку. И напильник с иглой могут быть объединены. Работе это не мешает, а возить один предмет вместо двух проще.
В итоге наиболее удобным из всех попавших к нам наборов оказался универсальный инструмент, входящий в состав компрессора «Качок К70» производства компании Tany. Кстати, той же, что делает «Беркуты». Вполне вероятно, что такое шило-напильник можно купить и отдельно, но нам оно не попалось.
И напоследок о жгутах. Для новичков удобнее жгуты из сырой резины. Они довольно упруги, и риск порвать их во время установки невелик. Но если дыра большая, «сырые» жгуты могут пропускать воздух. Поэтому в путешествии надо иметь с собой штук десять обычных жгутов и штук пять более плотных, в оплетке. И регулярно проверяйте их состояние: резина при хранении высыхает и теряет свои свойства.
Источник: