Автомобильные холодильники — незаменимая вещь не только для путешественников. Многие дачники, особенно постоянно живущие в крупных городах, часами стоят в пробках, пытаясь «достояться» до загородного рая. Если происходит все это на жаре, а в багажнике продукты — довезти их в сохранности получается не всегда. А во время выездов на природу к этой проблеме добавляется еще и отсутствие обычного холодильника в лесу. Хорошо, если пикник рассчитан на один день, а если на несколько?
Типов автомобильных холодильников несколько. Есть модели, работающие в точности как «настоящие», стационарные собратья — с полноценной морозилкой, вырабатывающей температуру до -32ºС. Они довольно дороги и интересны, пожалуй, только настоящим путешественникам, проводящим в отрыве от цивилизации недели, а то и месяцы.
Другой тип — холодильники абсорбционные. Они не требуют для работы электричества, зато используют бытовой сжиженный газ, для которого необходим баллон, его надо заправлять... В общем, тоже вещь не совсем для бытового использования.
А вот холодильники термоэлектрические — как раз то, что надо для вылазки в лес или поездки на дачу. Они работают от 12, а некоторые еще и от 220 В, стоят относительно недорого, не требуют никаких дополнительных приобретений. Разве что аккумуляторы холода будут нелишними, но об этом чуть позже.
Термоэлектрические холодильники работают на элементе Пельтье. Это полупроводниковая пластина при подачи напряжения на которую одна сторона нагревается, а вторая охлаждается. С помощью вентилятора воздух от пластины распределяется по всему объему внутренней камеры. Причем при изменении полярности меняется и вектор изменения температуры. То есть, во всех термоэлектрических автохолодильниках заложена возможность не только охлаждать, но и нагревать внутренний объем.
Правда, и у этих моделей есть недостатки. Основной — зависимость от окружающей температуры. Все термоэлектрические холодильники охлаждают содержимое камеры на сколько-то градусов ниже температуры окружающего воздуха. Скажем, на 20ºС. Это значит, что если вокруг холодильника + 25ºС, то максимальный холод внутри него будет +5ºС, а если воздух прогрелся до +35ºС, то ниже +15ºС автохолодильник продукты охладить не сможет. Точное предельное значение указывается в технических характеристиках каждой модели. Нагрев обычно принудительно ограничен термореле, отключающим питание при достижении предельного значения (обычно +60 — +70ºС).
Мы решили протестировать несколько моделей автохолодильников, выяснить что лучше выбирать и какие параметры реально влияют на качество работы.
В тестировании приняли участие 9 моделей от 6 производителей.
Campingaz Smart Cooler, 20 л, от 3800 руб.
EZetil E 32, 29 л, от 5710 руб.
EZetil E 45, 45 л, от 7390 руб.
Koolatron P65, 31 л, от 11800 руб.
Koolatron P95, 42 л, от 14 000 руб.
Mystery MTC-401, 40 л, от 4000 руб.
Mystery MTH-40B, 40 л, от 3200 руб.
Mobicool W40, 40 л, от 7420 руб
Waeco TropiCool TC 35FL, 35 л, от 13830 руб.
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ
Холодильники подбирались с таким расчетом, чтобы максимально показать различные варианты компоновки и комплектации, продемонстрировать различные возможности питания и контроля, при этом иметь возможность выявить зависимость скорости нагрева/охлаждения, а также удерживания повышенной/пониженной температуры в зависимости от различных технических характеристик.
Базовым был взят объем в 40 литров, что довольно много. В такую камеру можно поместить еду, достаточную для приличного пикника человек на 6 — 10 (правда, без напитков, но на этом мы еще остановимся подробнее). Во время теста замерялась сила потребляемого тока (важно для оценки скорости разряда аккумулятора, если работа идет при выключенном двигателе и понимания, выдержит ли нагрузку предохранитель прикуривателя), а также температура в камере.
Измерения температуры проводились в каждом предусмотренном конструкцией аппарата режиме и после отключения питания замерялась скорость восстановления температуры до окружающей (крышка после отключения питания или режима не открывалась). При этом замеры проводились на протяжении максимум двух часов или до стабилизации показателей. Нагрев замерялся также на протяжении двух часов или прекращался при срабатывании теплового реле, отключающего питание при достижении предельно разрешенной температуры. Чтобы добиться корректности, исследования проводились в помещении с температурой 22ºС, а питание от 12 В осуществлялось при помощи блока питания, выдающего стабильный ток (питание от автомобильного аккумулятора постоянством не отличается).
Также определялась заполняемость холодильника. Обычно для проверки этого показателя используют полутора- или двухлитровые бутылки. Мы решили взять двухлитровые.
Результаты замеров мы свели в таблицу, построили по каждому режиму работы сводные графики и сделали выводы, опубликованные в конце статьи, после описания испытанных моделей.
Campingaz Smart Cooler – автомобильный термоэлектрический холодильник, тестПотребляемый ток — в начале работы 6 А, затем снижается до 4,5 А
Корпус — пластик
Питание — 12 В
Режимы — только охлаждение
Особенности: есть пластиковая ручка для переноски
Рабочий элемент расположен на крышке.
Холодильник может устанавливаться только крышкой вверх.
Крышка сдвижная, надежно фиксируется в закрытом состоянии. Также в крышке находится отсек для шнура питания.
Полочек или разделителей объема не предусмотрено.
Наполняемость: стоя 4 бутылки и остается совсем небольшое пространство сбоку и над сосудами.
Показатели работы: уровень охлаждения невысокий, всего на 12 градусов ниже окружающей температуры. И это несмотря на небольшой объем камеры. Восстановление исходной температуры происходит с умеренной скоростью, через два часа после отключения питания в камере на два градуса ниже начальной. Потребляемый ток средний и не вызовет перегрузки прикуривателя. Небольшой объем и компактность подойдут тем, кто едет на природу или дачу небольшой компанией (2 — 3 человека). При этом подразумевается что продукты не будут храниться в автохолодильнике, а всего лишь доедут до места назначения.
EZetil E32 – автомобильный термоэлектрический холодильник, тестПотребляемый ток — 5 А
Корпус — пластик
Питание — 12/220 В
Режимы — только охлаждение
Особенности: есть пластиковая ручка для переноски. В режиме питания от 220 В есть два режима: экономный (охлаждение происходит медленно) — подходит для поддержания температуры уже охлажденных продуктов и BOOST – работа с максимальной нагрузкой и скоростью. Замеры от сети 220 В проводились в режиме BOOST.
Рабочий элемент расположен на крышке.
Холодильник может устанавливаться только крышкой вверх.
Ручка является замком, не допускающим открывания во время переноски. При сложенной ручке крышка не заперта. В крышке находится отсек для проводов. Кнопка режима BOOST расположена на передней части крышки
Полочек или разделителей объема не предусмотрено.
Наполняемость: Стоя — 6 бутылок, остается немного пространства сверху.
Показатели работы: при работе от прикуривателя — самый быстро охлаждающий холодильник. Минимальный уровень охлаждения — на 17 градусов ниже окружающей температуры, что, конечно, не дотягивает до заявленных 20 — 25, но является лучшим показателем нашего теста при работе от 12 В. Если же запитать холодильник от 220 В, весь задор теряется: всего лишь 14ºС и третий (из четырех) результат по скорости. Так что для его питания даже от стационарной сети лучше приобрести специальный адаптер, чтобы обеспечить качественное охлаждение.
Рост температуры в камере после отключения питания не очень быстрый, через два часа внутри холодильника на 4 градуса холоднее, чем снаружи. В выключенном состоянии долго холод не удержит.
Потребляемый ток ближе к низкому, так что подключать автохолодильник к прикуривателю можно без опаски. Подходит для длительного хранения продуктов, но только во включенном состоянии от сети 12 В.
EZetil E45 – автомобильный термоэлектрический холодильник, тестПотребляемый ток — 7 А
Корпус — пластик
Питание — 12 В
Режимы — только охлаждение
Особенности: есть две выштамповки в корпусе (ручки) для переноски.
Рабочий элемент расположен на крышке.
Холодильник может устанавливаться как крышкой вверх (горизонтально), так и крышкой вперед (вертикально).
Крышка снабжена уплотнителем и достаточно тугим защелкивающимся замком, исключающим произвольное открывание. Также в крышке находится отсек для шнура питания.
Для организации объема в комплект входит полочка-разделитель в виде лоточка, под которую внутри корпуса предусмотрены четыре направляющих.
Наполняемость: Стоя — 4 бутылки, под которые есть углубления на крышке. При этом остается много пространства между ними. Если же задаться целью забить весь объем, то можно положить 6 бутылок и еще 2 поставить. Средний показатель.
Показатели работы: не самые низкие. Уровень охлаждения — второй по группе и составляет 16 градусов ниже окружающей температуры. Сохраняет температуру неплохо: за два часа она еще не дотягивала до окружающей на 4 градуса.
Потребляемый ток средний и не вызовет перегрузки прикуривателя.
Подходит для длительного хранения продуктов, но только во включенном состоянии. В выключенном состоянии долго холод не удержит.
Koolatron P65 – автомобильный термоэлектрический холодильник, тестПотребляемый ток — 7 А
Корпус — пластик
Питание — 12 В
Режимы — охлаждение и нагрев
Особенности: есть две выштамповки в корпусе (ручки) для переноски. Режим нагрева/охлаждения выбирается путем изменения полярности при подключении шнура питания: красная или синяя точка на шнуре совмещается со стрелочкой на ответной части.
Рабочий элемент расположен на крышке.
Холодильник может устанавливаться как крышкой вверх (горизонтально), так и крышкой вперед (вертикально).
Крышка снабжена уплотнителем и надежным сдвижным замком, исключающим произвольное открывание. Крышка составная, большая половина, на которой расположен термоэлемент, открывается после открытия меньшей половины.
Шнур питания с разъемом для прикуривателя отдельный.
Для организации объема в комплект входит две полочки-разделителя в виде лоточков, под которые внутри корпуса предусмотрены четыре направляющих.
Наполняемость: Стоя бутылки не умещаются. Лежа укладываются 4 бутылки. Показатель скромный.
Показатели работы: не самые низкие. Уровень охлаждения — третий по группе и составляет 15 градусов ниже окружающей температуры. Сохраняет температуру хорошо: за два часа она еще не дотягивала до окружающей на 5 градусов.
Потребляемый ток средний и не вызовет перегрузки прикуривателя.
Подходит для длительного хранения продуктов, но только во включенном состоянии. В выключенном состоянии с продуктами внутри надолго лучше холодильник не оставлять.
Koolatron P95 – автомобильный термоэлектрический холодильник, тестПотребляемый ток — в начале работы 7 А, затем снижается до 4 А
Корпус — пластик
Питание — 12 В
Режимы — охлаждение и нагрев
Особенности: есть две выштамповки в корпусе (ручки) для переноски. Режим нагрева/охлаждения выбирается путем изменения полярности при подключении шнура питания: красная или синяя точка на шнуре совмещается со стрелочкой на ответной части.
Рабочий элемент расположен на боковой (правой) стенке.
Холодильник может устанавливаться как крышкой вверх (горизонтально), так и крышкой вперед (вертикально).
Крышка снабжена уплотнителем и тугим замком-защелкой, исключающим произвольное открывание, да и не произвольное немало затрудняющим.
Шнур питания с разъемом для прикуривателя отдельный.
Для организации объема в комплект входит полочка-разделитель в виде лоточка, под которые внутри корпуса предусмотрены три направляющих.
Наполняемость: Стоя — 9 бутылок, остается небольшое место. Хороший показатель.
Показатели работы: Минимальный уровень охлаждения — на 17 градусов ниже окружающей температуры, что, конечно, не дотягивает до заявленных 20 — 25, но является лучшим показателем нашего теста при работе от 12 В. До этого уровня Koolatron P95 идет чуть дольше, чем EZetil E32, но быстрее всех остальных участников теста. А вот сохранить достижение у него не получается: процесс естественного нагрева продолжается всего полтора часа.
Нагревать содержимое камеры можно до +70ºС, что позволит сделать пищу довольно горячей. Уровень нагрева контролирует термореле.
Потребляемый ток средний в начале работы, затем снижается и в любом случае не вызовет перегрузки прикуривателя.
Подходит для длительного хранения продуктов, но только во включенном состоянии. В выключенном состоянии температура внутри довольно быстро повышается. Также можно использовать для качественного разогрева пищи.
Mystery MTH-40B – автомобильный термоэлектрический холодильник, тестПотребляемый ток — 4,5 А
Корпус — тканевый.
Питание — 12 В
Режимы — только охлаждение
Особенности: компактно складывается, в сложенном состоянии занимая примерно треть от рабочего объема. Есть выдвижная металлическая рукоятка и колесики для перевозки. Есть тканевые ручки и наплечный ремень для переноски.
Рабочий элемент расположен на передней стенке.
При транспортировке холодильник можно класть на заднюю стенку, чтобы термоэлемент располагался вверху.
Крышка закрывается на двухзамковую молнию.
Полочек или разделителей объема не предусмотрено.
Наполняемость: 8 бутылок стоя и еще остается немного места. Для автохолодильника с заявленным объемом 40 литров это средний показатель.
Показатели работы: Минимальный уровень охлаждения — самый высокий среди всех наших участников, всего на 10ºС ниже температуры окружающей среды. Возврат к исходной температуре после отключения питания также довольно быстр: всего за полтора часа.
Зато модель можно компактно сложить, чтобы не «перевозить воздух», когда продукты закончатся, он довольно легкий и имеет множество карманов.
Потребляемый ток низкий, так что за прикуриватель можно не опасаться, выдержит запросто.
Идеальный недорогой вариант для пикника, где требуется лишь довезти продукты свежими до места стоянки.
Mystery MTC-401 – автомобильный термоэлектрический холодильник, тестПотребляемый ток — 4,5 А
Корпус — пластик
Питание — 12/220 В
Режимы — охлаждение и нагрев
Уровень нагрева —60ºС, отключается принудительно
Особенности: пластик корпуса электростатичный, так что после покупки корпус желательно сразу обработать составом с антистатическим эффектом и периодически обновлять защитный слой. Есть колесики для перевозки и две ручки. Одна короткая, вторая — составная, которая может служить еще и рукояткой для качения.
Рабочий элемент расположен на крышке.
Холодильник может устанавливаться как крышкой вверх (горизонтально), так и крышкой вперед (вертикально).
Крышка снабжена уплотнителем и защелкивающимся замком, исключающим произвольное открывание. Также в крышке находится отсек для проводов, в котором расположен еще и переключатель полярности с сигнальными светодиодами.
Для организации объема в комплект входят две полочки-разделителя, под которые внутри корпуса предусмотрены три направляющих.
В дне есть закрывающееся отверстие для слива конденсата.
Наполняемость: вертикально — 3 бутылки, под которые на дне камеры сделаны специальные выточки, а в крышке — углубления. Если же задаться целью забить весь объем, то можно положить 9 бутылок и еще 2 поставить. Очень неплохой показатель.
Показатели работы: По скорости и уровню охлаждения — твердый середнячок. Минимальный уровень охлаждения — на 13 градусов ниже окружающей температуры. Процесс естественного нагрева длится как раз два часа, которые мы закладывали на выполнение каждого этапа тестирования, что также можно признать средним результатом.
Нагревать содержимое камеры можно до +60ºС, что позволит разогреть пищу, но любители «горяченького» будут разочарованы. Уровень нагрева контролирует термореле.
Потребляемый ток низкий, так что за прикуриватель можно не опасаться, выдержит запросто.
Подходит для длительного хранения продуктов, но только во включенном состоянии. В выключенном состоянии температура внутри довольно быстро повышается. Также можно использовать для разогрева пищи.
Mobicool W40 – автомобильный термоэлектрический холодильник, тестПотребляемый ток — 6 А
Корпус — пластик
Питание — 12/220 В
Режимы — только охлаждение
Особенности: Есть колесики для перевозки и две ручки. Одна короткая, вторая — составная, которая может служить еще и рукояткой для качения.
Рабочий элемент расположен на крышке.
Холодильник может устанавливаться как крышкой вверх (горизонтально), так и крышкой вперед (вертикально).
Крышка снабжена уплотнителем и защелками, исключающими произвольное открывание. Также в крышке находится отсек для проводов. На внутренней стороне крышки есть регулятор потребляемой мощности. Крышка составная, большая половина, на которой расположен термоэлемент, открывается после открытия меньшей половины.
Для организации объема в комплект входят две полочки-разделителя, под которые внутри корпуса предусмотрены две направляющих.
В дне есть закрывающееся отверстие для слива конденсата.
Наполняемость: вертикально бутылки не встают, лежа можно уложить 9 бутылок. Средний показатель.
Показатели работы: По скорости и уровню охлаждения результаты, близкие к худшим в нашем тесте. По скорости охлаждения во время работы от 12 В Mobicool W40 выигрывает лишь у тканевого Mystery MTH-40B, а по уровню — лишь у него же и Campingaz Smart Cooler. Минимальный уровень охлаждения — на 13 градусов ниже окружающей температуры. Если питание идет от 220 В, то температура опускается на два градуса ниже. Возврат к комнатной температуре не очень быстрый: через два часа в камере было холоднее, чем вокруг нее, на 5 градусов.
Подходит для длительного хранения продуктов, но только во включенном состоянии, причем лучше запитывать аппарат от сети 220 В. В выключенном состоянии с продуктами внутри надолго лучше холодильник не оставлять.
Waeco TropiCool TC 35FL – автомобильный термоэлектрический холодильник, тестПотребляемый ток — 8,5 А
Корпус — пластик
Питание — 12/220 В
Режимы — охлаждение и нагрев
Уровень нагрева —60ºС (при 12 В), 62ºС (при 220 В), отключается принудительно
Особенности: есть две ручки для переноски.
Рабочий элемент расположен на передней стенке.
Холодильник может устанавливаться только крышкой вверх.
Крышка снабжена уплотнителем и замком-защелкой, исключающим произвольное открывание.
Шнуры питания отдельные. Под каждый шнур — свой разъем на корпусе. Управление режимами осуществляется при помощи панели, расположенной на передней части корпуса. Можно выбрать режимы нагрева — охлаждения и их уровень
Для организации объема в комплект входит одна полочка-разделитель, под которую внутри корпуса предусмотрены две направляющих.
В дне есть закрывающееся отверстие для слива конденсата.
Наполняемость: вертикально — 9 бутылок. Средний показатель.
Показатели работы: Не очень быстро, но уверенно снижает температуру в камере, по окончании второго часа работы выходя на минимальный результат в тесте: на 17 градусов ниже окружающей. Это если говорить о питании от 12 В. Если жа подать на холодильник 220 В, то он становится безоговорочным победителем по степени охлаждения, снизив температуру в камере на 19 градусов. Возврат к комнатной температуре тоже самый лучший среди наших испытуемых: за два часа в камере на 8ºС холоднее, чем вне ее.
Нагрев ограничен термореле на уровне порядка 60 градусов, что достаточно для разогрева пищи, но не делает ее по-настоящему горячей.
Хоть у Waeco TropiCool TC 35FL и самое высокое потребление тока, оно все равно безопасно для любого исправного прикуривателя.
Подходит для длительного хранения продуктов, причем для получения более низкой температуры в камере лучше запитывать аппарат от сети 220 В. В выключенном состоянии продукты в холодильнике можно оставлять на длительное время.
ВЫВОДЫЕсли проанализировать график охлаждения при работе от 12 В (единственный, где собраны все модели), то видно, как EZetil E 32 и Mystery MTH-40B выбиваются из общей «кучи». Первый охлаждается значительно быстрее, второй — медленнее остальных. EZetil E 32 меньше по объему, так что получается объем камеры имеет значение — чем он меньше, тем легче его охладить. С другой стороны, самый маловместительный холодильник, Campingaz Smart Cooler, показывает неспешное охлаждение, да еще и охлаждает слабее остальных, уступая лишь Mystery MTH-40B — единственному автохолодильнику с тканевыми стенками. Получается, что объем не очевидно влияет на скорость и качество охлаждения. А вот то, что пластиковые модели охлаждаются быстрее, это точно. Да и логично: достаточно сравнить слой утеплителя у тканевых и у пластиковых моделей. При этом заметьте, что потребляемая мощность (характеризуемая силой тока) не оказывает существенного влияния по сравнению с материалом стенок.
Если обратить внимание на график нагрева ( у нас из девяти моделей всего 4 были с возможностью нагрева), то видно, что разница в потребляемой мощности не оказывает существенного влияния на скорость нагрева. А максимальная температура скорее зависит от настроек термореле, чем от других технических характеристик.
Напротив, при работе от 220 В четко видна зависимость от мощности. Более мощный Waeco TropiCool TC 35FL охлаждает значительно быстрее и сильнее остальных трех моделей, у которых также предусмотрена возможность питания от стационарной сети. И вообще графики распределились четко по потребляемой мощности.
Функцию нагрева от 220 В имеют только две модели из девяти испытуемых. И тут четкой зависимости выявить не удалось — графики расположены довольно близко друг к другу, хотя более мощный Waeco TropiCool TC 35FL в начале работы греет чуть быстрее. Но с течением времени показатели сравниваются.
Из таблиц четко видно, даже графики строить не нужно, что восстановление температуры явно зависит только от качества теплоизоляции.
Если сравнивать работу от 12 и 220 В на одной и той же модели, то получается, что у большинства моделей охлаждение быстрее происходит при питании от прикуривателя. Исключение — Waeco TropiCool TC 35FL, который при помощи 220 В охлаждает быстрее и до более низкой температуры. Нагрев у двух моделей, поддерживающих эту возможность при питании от 220 В, происходит быстрее как раз при подключении к стационарной сети.
Общие выводы таковы: при выборе термоэлектрического автохолодильника обращайте внимание в первую очередь на материал корпуса. Прочие характеристики не столь важны для скорости и уровня изменения температуры в холодильной камере. Поведение всех брендов укладывается в усредненные показатели и нельзя сказать, что какой-то из производителей существенно превосходит остальных. Но при этом пустой автохолодильник с тканевыми стенками можно компактно сложить, чтобы он не занимал полезный объем. Возможно, для кого-то именно это будет важным фактором.
Дополнительные функции станут приятным дополнением к базовым, но они увеличивают стоимость, так что, если хотите сэкономить, подбирайте аппарат в четком соответствии со своими потребностями.
Также, с целью экономии, имеет смысл обращать внимание на менее «крутые» бренды, хотя тут надо понимать, что помимо показателей работоспособности обязательно стоит принимать во внимание такие вещи (которые не были целью данного исследования), как качество сборки и материалов, наличие гарантии, ее срок и развитость гарантийной сети и стоимость негарантийного ремонта.
Источник: