Этой весной автовладельцам, не оплатившим вовремя штрафы, закроют выезд не только за рубеж, но и на собственные дачные участки. ГИБДД совместно со службой судебных приставов намерены провести рейды на трассах для выявления должников. Попавшиеся «штрафники» рискуют получить 15 суток и лишиться машины, на которую будет наложен имущественный арест.
В апреле Госавтоинспекция совместно с Федеральной службой судебных приставов (ФССП) намерены провести ряд рейдов на московских трассах для выявления неплательщиков штрафов и других взысканий. Об этом глава столичного УФССП Александр Стебаков рассказал изданию «М24.ru». По его словам, приставы имеют право накладывать арест на транспортное средство, если его владелец является должником. Впрочем, такая крайняя мера будет применяться, только если сумма задолженности превышает 20 тыс. руб. «Остановленный автомобиль будет проверяться не только на наличие штрафов, но и других задолженностей. Соответствующее оборудование у нас имеется», — заверил глава московских приставов.
Впрочем, по мнению экспертов, подобное заявление — не более чем пиар ведомства и попытка запугать автомобилистов, чтобы те погасили свои задолженности в преддверии дачного сезона. В отличие от административного ареста самого должника на 15 суток, который выполняется инспектором ГИБДД, арестовать имущество не так-то просто, для этого требуется судебный приказ.
«По сути это блеф для СМИ. На бумаге это выглядит страшно, а в реальности организовать такое взаимодействие невозможно, — заявил «За рулем.РФ» юрист, председатель Московского областного комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров. — Чтобы произвести арест транспортного средства, приставу необходимо получить судебный приказ. Пускай это формальность, которая решается за час, но инспектор не имеет права задерживать водителя, пока пристав будет бегать туда-сюда».
Гораздо больше проблем, по мнению координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, автомобилистам принесет другая инициатива ФССП — арест эвакуированного автомобиля на штрафстоянке. Тут в распоряжении приставов будет достаточно времени, чтобы оформить судебный приказ. Тем более что ранее заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявлял, что база данных эвакуированных машин будет передана ФССП.
«Человек не сразу забирает машину со стоянки. Сначала едет за постановлением, потом на другой конец города. Минимум эта процедура занимает часов шесть. За это время приставы успевают получить приказ по каждому автомобилю. И все, машину уже не выдадут», — объяснил Шкуматов.
Оплатить долг на месте не получится, продолжил эксперт. Водителю придется ехать в ФССП к приставу, который вынес постановление. Но тот не обязан сидеть на месте, а может работать где-то «в полях». Словом, процедура погашения задолженности может затянуться на несколько дней, за каждый из которых водитель заплатит штрафстоянке по тысяче рублей. Таким образом, общая сумма штрафа непредсказуемо вырастет: только обмен данными между Сбербанком и ФССП может занять лишние сутки.
Напомним, что в феврале Министерство юстиции разработало законопроект, расширяющий полномочия судебных приставов. Он подразумевает временное изъятие водительского удостоверения у злостных неплательщиков алиментов. Законотворцы отметили, что запрет выезда из России зачастую неэффективен — большинство граждан не ездят за рубеж. А вот машина есть почти в каждой семье, и принадлежит она, как правило, главе семейства. Отметим, что подобная практика существует в США, Великобритании, Польше и Канаде.
Источник: