Экспертиза 27 «европейских» моделей АКБ на 60–66 А·ч. Габариты 242×175×190 мм.
ПОБЕДИТЕЛИ ЗАРУЛЕВСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
• 2013: «TYUMEN BATTERY Лидер», MUTLU, ROYAL
• 2012: VARTA, МEDALIST, topla
• 2011: МEDALIST, PANASONIC, TITAN
• 2010: МEDALIST, VARTA, «ЗВЕРЬ»
• 2009: VARTA, МEDALIST, а-mega
• 2008: BOSCH, MEDALIST, VARTA
• 2007: МUTLU, «АКОМ», МEDALIST
• 2006: VARTA, МEDALIST, BOSCH
• 2004: TYUMEN, TYUMEN, МEDALIST
Для начала дадим слово веселому продавцу одного из столичных магазинов:
«Аккумуляторы – хороший товар: на нем можно немножко заработать. Снимаешь старый, ставишь новый – кто-то даст на пиво, а кто-то и 500 рэ отвалит! Покупатель, как правило, не знает ни емкости, ни полярности, ни формы клемм, а смотрит только на ценник. Поэтому лучше всего разлетаются самые дешевые батареи, – но они и помирают быстрее. Тюменские? Нет, их у нас в магазине вообще никогда не было. Батареи, что на полках, мы, честно говоря, не обслуживаем. Да, читал, что вроде надо, но как-то не получается. Бывает, найдешь запылившуюся где-то в углу – даже жалко становится…»
Этой исповеди уже несколько лет, но ничто в ней, увы, не устарело. Разве что цены на установку подпрыгнули: с вас постараются получить уже не полтысячи, а все 800 рэ. А дешевые батареи без роду и племени начали помирать не просто быстро, а на первых же минутах работы.
МИНУТА СЛАВЫ
«Слушай, так какую купить-то?» Далеко не всем охота копаться в цифрах и терминах – проще спросить. На этом месте я обычно вздыхаю и машинально начинаю перечислять надежные имена: «Медалист», «Варта», «Мутлу», «Тюмень», «А-мега»…
Кстати, вот и первая сенсация. Один из признанных лидеров прошлых лет – «Медалист» производства компании «Делкор» (Delkor) – покинул поле брани. Навсегда или нет, трудно сказать: неожиданно выяснилось, что обладать эксклюзивными правами на громкое имя хочется многим, но юридические вопросы межгосударственного уровня быстро не разруливаются. А тем временем у нас за медали сражались 27 новеньких батарей, укладывающихся в габариты 242×175×190 мм. Разные производители уместили в этот диапазон заявленные емкости от 60 до 66 А·ч. К известным брендам мы решили добавить новичков – дать им эдакую «минуту славы». Иллюзий не питали, но мало ли… В конце концов, все в одинаковых условиях: каждую купленную батарею перед началом испытаний мы обязательно заряжаем, а известность бренда на показания приборов не влияет.
Но здесь нас ждала вторая сенсация: четыре батареи оказались таким… (ругательство пропустить!), что померли практически на старте. Две из них – «Кобат» (сobat) и «Биг Сити» (BIG CITY) – отказали при замере резервной емкости, то есть при смешном токе 25 А! Еще две – «Блек Хорс» (BLACK HORSE) и «Эко Старт» (ECO START) забастовали при попытке выдать заявленный ток. Такого раньше никогда не было. Неудачников без разговоров задвинули в хвост таблицы, лишив чинов и званий… простите, баллов. Нуль, он и есть нуль, нечего на него равняться. Баллы же получили только те аккумуляторы, которые выдержали весь комплекс испытаний.
Но самой громкой сенсацией оказалось первое место. Оторвавшись от пелотона больше чем на балл – и это при пятибалльной шкале оценок, – победу одержала отечественная батарея! В последний раз такое случилось, дай бог памяти, в 2004 году. На этом впору объявлять перерыв. Чтобы дать волю эмоциям.
МОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Что же это за батарея – «TYUMEN BATTERY Лидер»? На сайте Тюменского аккумуляторного завода такого продукта нет, хотя эмблема явно родная: лось, высекающий копытом искры. Звоню на завод и вежливо интересуюсь: ваше изделие? Там соглашаются: наше! А на сайте, мол, его нет потому, что в ходе ребрендинга решили заменить имя: вместо «Лидер» теперь будет PREMIUM.
Теперь самое интересное. Батареи «Лидер» делают на конвейере, но на отдельной ветке. Технология та же, что применяется при изготовлении стационарных аккумуляторов для различных энергетических объектов страны, а также для нужд космодромов и прочих солидных организаций. Объем выпуска – примерно 15–20% количества «просто батарей». Ну, дальше можно не объяснять. Степень чистоты свинца, идущего на такие агрегаты, конечно же, максимально возможная. То же относится к остальным компонентам. Вдобавок собирают едва ли не вручную – отсюда и высокий результат.
Впрочем, у меня в кармане вопрос на миллион:
– А как же получилось, что эту батарею я приобрел за 2050 рублей, а ее обычную тезку – за 2100, то есть дороже? Что-то не вяжется…
– Вам повезло! – удивляются вместе со мной в далекой Тюмени.
– Продавцы что-то напутали – «Лидер» обязан быть дороже.
Может быть. Аккумулятор я покупал в интернет-магазине вместе с кучей других, и, возможно, ребята-продавцы напутали. В любом случае за такую батарею и переплатить не жалко.
СКАЗКА О ТРОЙКЕ
За консультациями насчет подкупа экспертов посылаю всех на Тюменский аккумуляторный, а пока продолжу. Тем более что имя участника, ставшего бронзовым призером, тоже всех удивит.
Тут объяснение простое. Батарея «Ройял» (ROYAL) – родная сестричка покинувшего нас «Медалиста»: по моим сведениям, ее выпускают на том же заводе «Делкор». Она переиграла серебряного призера по трем позициям из четырех, но в итоге все же осталась третьей: подвела невысокая резервная емкость.
Ну а вице-чемпионкой в итоге стала «Мутлу» (MUTLU). Ничего удивительного: «турчанка» никогда не проваливалась в наших тестах, а в 2007 году была даже первой.
Таким образом, наш пьедестал по сравнению с прошлогодним полностью обновился. Не могу не отметить также, что в десятку лучших уверенно вошли четыре российские батареи, оставив позади очень именитые изделия.
КАК СТАТЬ АУТСАЙДЕРОМ
Почему провалились аутсайдеры? Полагаю, что виноваты, в основном, их изготовители. Когда масса батареи на несколько килограммов ниже «средней температуры по больнице», невольно возникают вопросы: куда делся свинец и откуда взяться нужным амперам в его отсутствие? Вторая возможная причина – дефекты сборки: плохая сварка и все такое. Несколько токовых нагрузок дрянные контакты кое-как выдерживают, но потом всё начинает сыпаться. Наконец, третья причина – разгильдяйство продавцов, у которых батареи хранятся полуразряженными. Исходная резервная емкость, указанная в сводной таблице, говорит именно об этом. Впрочем, здесь все участники были в равных условиях.
КАК И ЧТО КУПИТЬ
Если не хотите обращаться на сервис или просить продавца, действуйте так. Уточните размер ниши под аккумулятор, будь то моторный отсек, багажник или иная «жилплощадь». Определите полярность: проще всего взглянуть на старую батарею и сообразить, где «плюс», а где «минус». Помните: если машина не европейская, то клеммы могут отличаться от большинства привычных нам как формой, так и расположением. С этой информацией уже можно идти в магазин. Результаты испытаний – перед вами. При выборе бренда советуем всегда пользоваться нашими «табелями о рангах», не соблазняясь низкой ценой или рекламными увещеваниями. Марка батареи определяет и ее стоимость. Заявленные ток и емкость получатся сами собой – исходя из габаритов. Останется зарядить батарею (это важно!) и установить ее вместо старой. И последнее. Впервые за много лет я с чистой совестью рекомендую приобрести отечественное изделие! Если найдете в продаже, конечно…
МЕТОДИКА РАССТАНОВКИ ПО МЕСТАМ
В каждом виде испытаний лучшему и худшему результатам присваивали соответственно 5 баллов и 1 балл. Четыре батареи, провалившиеся в самом начале, остались без баллов: оценивались только изделия, прошедшие все испытания. Остальные участники получали промежуточные баллы согласно положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости результат лидера 124 минуты, а аутсайдера – 97 минут, то у участника с результатом 107 минут – 2,48 балла. И так по всем видам испытаний. Итоговый балл – среднее арифметическое четырех промежуточных оценок.
Весовые коэффициенты, повышающие значимость одного параметра по отношению к другому, мы не использовали, признали все параметры равнозначными. В то же время приведенные нами цифры позволяют любому желающему провести свои собственные подсчеты (понятно, что расстановка мест при этом изменится).
Все образцы аккумуляторов были приобретены редакцией в розничной торговой сети за наличный расчет – с чеками, гарантией и т. п. Перед началом испытаний все батареи в обязательном порядке заряжали, чтобы обеспечить им одинаковые стартовые условия. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не являются обобщающими критериями их качества.
ПО МЕСТАМ
24...27 место
BIG CITYОриентировочная цена, руб. — 1700
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 500
Масса с электролитом, кг — 15,03
Почему заряженная нами батарея не в состоянии выдать даже 25 А и помирает уже на седьмой секунде разряда заявленным током – вопрос к изготовителю. Странное изделие мы без разговоров сняли с испытаний и отправили в хвост таблицы.
24...27 место
cobat ENERGYОриентировочная цена, руб. — 2230
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 480
Масса с электролитом, кг — 13,88
Впервые на испытаниях оказались батареи, отказавшие при попытке оценить резервную емкость. При смешном токе 25 А! Не в том ли причина, что фактическая масса на полтора кило меньше указанной на этикетке? От дальнейших испытаний слабосильное изделие, естественно, освободили.
24...27 место
ECO STARTОриентировочная цена, руб. — 1700
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 430
Масса с электролитом, кг — 13,02
Батарею сняли с «пробега» при первой же пробе заявленным током холодной прокрутки. Даже заявленные 430 А она выдать не смогла, просев «ниже ватерлинии» уже через 9 секунд и не дожив до конца замеров. Надпись «Рекомендовано для автомобилей с пробегом» комментировать не хочется.
24...27 место
BLACK HORSEОриентировочная цена, руб. — 1760
Заявленная емкость, А∙ч — 62
Заявленный ток, А — 510
Масса с электролитом, кг — 12,63
Рискну предположить, что в откровенном провале сербской батареи виноват исключительно завод-изготовитель. Обратите внимание на массу: победитель примерно на 4 кг тяжелее! Где свинец-то? Стоит ли удивляться, что батарея не в состоянии выдать положенный ток? «Черную лошадку» сняли с испытаний.
23 место
moll MG standardОриентировочная цена, руб. — 3300
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 550
Масса с электролитом, кг — 17,14
Прежде «Молл» в наши экспертизы не попадал, и вот встретились. Испытания выдержал, но хуже всех. Ни разу не заработал даже троечки, а на морозе просто помер. Итог – место в самом низу таблицы, не считая четверки провалившихся батарей.
22 место
EXTRA STARTОриентировочная цена, руб. — 1700
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 480
Масса с электролитом, кг — 14,22
Еще одна «сербиянка» выступила очень слабо, получив самые низкие баллы в трех номинациях. Похвалить не за что, разве только за низкую цену.
21 место
ATLAS BX DYNAMIC POWERОриентировочная цена, руб. — 2800
Заявленная емкость, А∙ч — 62
Заявленный ток, А — 520
Масса с электролитом, кг — 14,26
Новичок в нашей экспертизе оказался не на высоте. Все параметры очень слабые, особенно на сильном морозе. Приведенная энергия пуска при –29 ºС по сравнению с –18 ºС снизилась почти в 70 раз.
20 место
ATLANT EXPORTОриентировочная цена, руб. — 2300
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 500
Масса с электролитом, кг — 15,14
Мифический Атлант расстроился бы от результатов своего тезки. Только одна оценка превысила 2 балла, отсюда и уверенное попадание в хвост таблицы.
19 место
ista StandardОриентировочная цена, руб. — 1700
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 510
Масса с электролитом, кг — 14,8
Обещанную резервную емкость батарея выдала, но на более серьезных токах показала слабые результаты. В частности, при –29 ºС она получила всего 1 балл – ниже некуда.
18 место
Centra FUTURAОриентировочная цена, руб. — 2650
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 600
Масса с электролитом, кг — 14,68
Самая низкая резервная емкость. Отказ работать на сильном морозе. При таких капризах занятое место можно считать высоким.
17 место
topla ENERGYОриентировочная цена, руб. — 2400
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 510
Масса с электролитом, кг — 15,3
В прежних экспертизах «Топла» вела себя куда увереннее – даже обидно за бренд! Неужели она так «прокисла» на полке магазина? Куда уходит энергия на морозе?
16 место
CHAMPION PILOT DriveОриентировочная цена, руб. — 2500
Заявленная емкость, А∙ч — 62
Заявленный ток, А — 600
Масса с электролитом, кг — 14,15
«Кореянка» растворилась в толпе себе подобных, не блеснув ни именем, ни результатом. А название сулило лидерство.
15 место
TITAN EURO SILVERОриентировочная цена, руб. — 3050
Заявленная емкость, А∙ч — 61
Заявленный ток, А — 560
Масса с электролитом, кг — 15,48
Нижегородская батарея запомнилась хорошей резервной емкостью и, увы, завышенной ценой. При скромных общих показателях ценник мог быть и привлекательнее.
14 место
Banner POWER BULLОриентировочная цена, руб. — 3100
Заявленная емкость, А∙ч — 63
Заявленный ток, А — 600
Масса с электролитом, кг — 16,35
«Баннеру» в наших экспертизах не везет: он годами не может пробиться к пьедесталу. Так и в этот раз: все вроде бы неплохо, но слабенькие показатели в морозильнике оставили батарею в середине таблицы.
13 место
BOSCH SILVERОриентировочная цена, руб. — 2700
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 540
Масса с электролитом, кг — 15,18
Аккумуляторы не относятся к лучшим продуктам именитой марки. Резервная емкость неплохая, но не более того. Приведенная энергия пуска во всех режимах средняя. А ведь от такого бренда ждешь лидерства!
12 место
ZUBR PREMIUMОриентировочная цена, руб. — 2070
Заявленная емкость, А∙ч — 63
Заявленный ток, А — 550
Масса с электролитом, кг — 15,32
Белорусская батарея неплохо начала состязания, но от теста к тесту слабела на глазах. Впрочем, это не помешало ей попасть в верхнюю часть таблицы.
11 место
BARS GoldОриентировочная цена, руб. — 1900
Заявленная емкость, А∙ч — 62
Заявленный ток, А — 500
Масса с электролитом, кг — 14,96
Гостья из Казахстана шла вполне нормально, но споткнулась на морозе в –29 ºС. Это и не пустило ее в первую десятку.
10 место
EXIDE PremiumОриентировочная цена, руб. — 2820
Заявленная емкость, А∙ч — 64
Заявленный ток, А — 640
Масса с электролитом, кг — 15,23
Батарея со знаковым именем не блеснула при –29 ºС, чем и подпортила себе конечный результат. Но в десятку вошла!
9 место
VARTA BLUE dynamicОриентировочная цена, руб. — 2800
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 540
Масса с электролитом, кг — 15,84
Результат наверняка был бы лучше, если бы ребята-продавцы удосуживались подзаряжать свой товар. Обратите внимание на резервную емкость купленной батареи: всего 39 минут! Такие вещи не всегда проходят бесследно.
8 место
TYUMEN BATTERYОриентировочная цена, руб. — 2100
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 520
Масса с электролитом, кг — 16,28
Тюменские батареи из года в год очень стабильны. А если вспомнить, кто победил, то становится совсем интересно. Обратите внимание, в каком состоянии нам продали это изделие: всего 26 минут резервной емкости. А итог хороший.
7 место
«ЗВЕРЬ»Ориентировочная цена, руб. — 2500
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 600
Масса с электролитом, кг — 15,49
По току холодной прокрутки при –18 ºС батарея была пятой. Опуститься вниз заставила резервная емкость, которая у многих соперников оказалась выше.
6 место
АКТЕХОриентировочная цена, руб. — 2550
Заявленная емкость, А∙ч — 64
Заявленный ток, А — 550
Масса с электролитом, кг — 15,95
Единственная батарея, сумевшая отобрать хотя бы одну промежуточную победу у лидера. Резервная емкость 124 минуты, у остальных меньше! В биатлоне про шестое место говорят: «Попасть в цветочную церемонию».
5 место
TAB PolarОриентировочная цена, руб. — 2850
Заявленная емкость, А∙ч — 66
Заявленный ток, А — 570
Масса с электролитом, кг — 15,38
Вопросов нет. Отметим четвертое место по резервной емкости – очень хорошо. А общее пятое в такой компании достойно уважения.
4 место
а-megaОриентировочная цена, руб. — 2900
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 600
Масса с электролитом, кг — 16,55
Экспертизы последних лет показали, что эту батарею смело можно брать за одно только имя. Прекрасное выступление: второй результат по заявленному току холодной прокрутки, третий – по единому току.
3 место
ROYALОриентировочная цена, руб. — 3350
Заявленная емкость, А∙ч — 60
Заявленный ток, А — 525
Масса с электролитом, кг — 15,3
А это еще кто? Удивление рассеивается, когда узнаешь, что изготовитель бронзового призера – тот самый, что делал аккумуляторы «Медалист». Преемник? Время покажет.
2 место
MUTLU SILVER EVOLUTIONОриентировочная цена, руб. — 2800
Заявленная емкость, А∙ч — 63
Заявленный ток, А — 550
Масса с электролитом, кг — 15,72
Турецкая батарея всегда была самым крепким середняком, но на пьедестал давно не замахивалась. Прекрасный результат!
1 место
«TYUMEN BATТERY Лидер»Ориентировочная цена, руб. — 2050
Заявленная емкость, А∙ч — 64
Заявленный ток, А — 580
Масса с электролитом, кг — 16,91
Вот он, настоящий российский аккумулятор! Не помешало даже то, что в магазине беднягу, похоже, никто не обслуживал. Именно такую продукцию мы всегда ждали от наших производителей. Кстати, в столичных магазинах найти эту батарею крайне трудно.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Имеет ли смысл при замене батареи перейти на конструкцию AGM?Батареи AGM (Absorbent Glass Mat, см. ЗР, 2013, № 4, с. 78) отличают более высокая энергоемкость и живучесть, но они и дороже. Такая замена абсолютно безвредна, однако можно и не получить реального эффекта, поскольку обычному автомобилю хватает исправной штатной батареи. Другое дело, если вы имеете дело с большим числом энергопотребителей – спутниковой сигнализацией, лебедками, мощной «музыкой» и т. п.
Используется ли в «кальциевой» батарее свинец?Естественно! Батарея, по сути, остается свинцовой: речь идет о совсем небольших (доли или единицы процентов) добавках кальция в сплав, из которого изготавливают пластины батарей. Когда его добавляют и в положительные, и в отрицательные электроды, получается батарея типа «Са-Са». Такие при прочих равных условиях закипают менее охотно, у них меньше саморазряд.
Чем объяснить, что при одних и тех же габаритах батарей разные производители указывают разную емкость – например, от 60 до 64 А·ч?Там что, более тонкие пластины? Чаще всего отдельные фирмы уменьшают число типов батарей в линейке, снабжая их разными этикетками. Так при реальной емкости, скажем, 62 А·ч появляются наклейки 55, 60, 62, 65. Какую емкость заявлять – дело совести изготовителя. Толщина токоотвода (решетки) у всех марок, по нашим сведениям, одинаковая, неизменная для европейского легкового ряда. Впрочем, некоторые производители батарей меняют толщину намазки, но правильнее добавлять лишнюю пластину.
Не опасно ли для родного генератора применение аккумулятора более высокой емкости? Ведь он потребует большего зарядного тока, а генератор на это не рассчитан...Абсолютно не опасно! Чтобы перегрузить автомобильный генератор запредельными токами, нужно заставить его заряжать какой-то немыслимый аккумулятор – в несколько тысяч ампер-часов! Реальное же сопротивление батарей зарядному току практически одинаково – что для батареи в 55 А·ч, что в 75 А·ч. При этом генератор ведет зарядку постоянным напряжением, а потому при известном сопротивлении перегрузочным токам взяться неоткуда.
Зависит ли емкость батареи от силы тока?Еще как! Надпись «60 А·ч» говорит только о том, что в течение 20 часов при температуре 25 ºС вы можете разряжать свой аккумулятор током, равным 60/20 = 3 А. А вот при токе 600 А емкость падает в несколько раз. Поэтому оценивать ее в ампер-часах неудобно. Гораздо понятнее термин «резервная емкость», показывающий, сколько минут продержится батарея на автомобиле с неисправным генератором.
Какова емкость двух батарей по 60 А·ч, соединенных последовательно?Те же 60 А·ч: при последовательном соединении ток остается прежним. А величина напряжения на подсчет ампер-часов не влияет.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ
Резервная емкость.Показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат – у АКТЕХ: 124 мин.
Худший результат – 97 мин.
Приведенная энергия пуска заявленным током.Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат – у «TYUMEN BATTERY Лидер»: 43,28 кДж.
Худший результат – 13,77 кДж.
Приведенная энергия пуска единым током при –18 ºС.Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от паспортных данных. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат – у «TYUMEN BATTERY Лидер»: 37,82 кДж.
Худший результат – 11,57 кДж.
Приведенная энергия пуска единым током при –29 ºС.Аналогично предыдущим испытаниям, разница лишь в температуре: –29 ºС вместо –18 ºС. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат – у «TYUMEN BATTERY Лидер»: 17,42 кДж.
Худший результат – полный отказ.
Источник: