Первые сообщения о том, что в Порт Владивостока начали прибывать автомобили с превышением норм по радиозагрязнению, появились в начале апреля. 11 апреля Роспотребнадзор по Приморскому краю сообщил о 20 радиоактивных автомобилях, выявленных работниками Порта, а к 15 числу в Порту скопилось уже 47 автомобилей, 1 погрузчик и 1 кузов микроавтобуса с повышенным уровнем радиации.
Гамма-излучение этих автомобилей превышает норму в 2-6 раз, уровень загрязнения бета-активными радионуклидами – в 2-10 раз выше нормы.
При этом администрация порта не знает, что делать с этими автомобилями, ожидая конкретных указаний от Роспортебнадзора.
Пока же чиновники различных ведомств разбираются, как быть в сложившейся ситуации, руководство порта предупреждает – скоро радиоактивные автомобили негде будет хранить. Те, что уже выявлены, хранятся на выделенной площади склада временного хранения.
Администрация порта обвиняет представителей владивостокской таможни и регионального управления Роспотребнадзора в бездействии. Они "не дают конкретных разъяснений относительно дальнейших действий с данной техникой" и "не могут дать внятных комментариев, что с этими машинами будет происходить дальше", говорится в сообщении порта.
Чиновники же объясняют, что из-за особенностей законодательства попали в замкнутый круг и не в силах договориться между собой, что делать с прибывшим грузом: везти обратно, уничтожить либо разрешить использовать в России, передаёт Reuters.
Порт уже обратился в прокуратуру с жалобой на бездействие Роспотребнадзора, сообщил директор по производству ОАО "Владивостокский морской торговый порт" Сергей Лопунов.
Но представитель ведомства назвал претензии беспочвенными. "Мы уже дали рекомендации таможенникам и портовикам, что необходимо проводить дезактивационные работы. Но из-за нерешенных пока организационно-правовых вопросов ситуация зависла", – сообщил сотрудник Роспотребнадзора Александр Храмцов.
В свою очередь, представитель Дальневосточного таможенного управления Роман Фанин сказал журналистам, что таможня ждет от Роспотребнадзора конкретных указаний.
"Ждем предписания Роспотребнадзора - отвозить их обратно или признать пригодными для пользования", – сказал Фанин.
По санитарным нормам, дезактивацию следует проводить на специально отведенной территории, а для этого автомобили необходимо вывезти за зону таможенного контроля. Но, согласно законодательству, радиоактивный груз ввозить в страну запрещено.
"Получается замкнутый круг", - объясняет представитель Роспотребнадзора.
Таможенники говорят, что у них нет необходимых полномочий для принятия окончательного решения относительно дальнейшего выпуска "проблемных" машин в свободное обращение, ровно, как и нет оснований в виде заключения экспертов, чтобы отправлять груз обратно в Японию. Роспотребнадзор, в свою очередь, не предлагает вариантов разрешения создавшейся ситуации с "проблемными" машинами, уже находящихся в порту.
"В порт ежедневно приходит порядка трех сотен импортных машин. Существует вероятность того, что среди этих авто еще не раз будут выявляться те, у которых радиационный фон превышен,
соответственно, они будут оставаться на территории ВМТП. Если госорганы не предпримут конкретных действий в отношении "фонящих" иномарок, со временем их просто некуда будет ставить. В сложившейся ситуации мы оставляем за собой право информировать о происходящем прокуратуру", - говорит директор по производству ОАО "Владивостокский морской торговый порт" Сергей Лопунов.
Источник: