Считается, что праща (нем. schleuder, фр. fronde, старофр. fonde, англ. slinger, ит. fromba, ucn. honda) появилась у древневосточных народов. Как боевое оружие встречается за тысячу лет до нашей эры в Египте времен фараонов, а также в Древней Греции и Риме. Простота этого оружия позволяет предполагать, что оно применялось всеми народами, исключая, возможно, только германцев и народы Севера. Но относительно массовым в Европе оно стало только в раннем средневековье.
В Библии в Ветхом завете, 2-ой книге судей, главе 20, повествуется о событиях примерно 6-7 века до н.э., где уже упоминаются профессиональные войны-пращники: «И насчиталось в тот день сынов Вениаминовых, собравшихся из городов, двадцать шесть тысяч человек, обнажающих меч; кроме того, из жителей Гивы насчитано семьсот отборных; из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо». Сложно сказать, что подразумевалось под фразой «в волос». В голову приходит только понятие меткости (могли попасть в волос, или же камни были заточены так, что по краям были толщиной с волос).
«Классическая» праща состоит из петли, в середине которой находится гнездо из кожи, куда вкладывается какой-либо метательный снаряд (обычно камень). При метании пращник быстро раскручивал пращу дважды или трижды и в подходящий момент выпускал конец петли из рук.
Кроме ременного варианта пращи существует вариант пращи-ложки (прообраз метательной части катапульты). Такая праща является своего рода рычагом, увеличивающим радиус замаха. Асмолов считает, что именно такая праща была у Давида, хотя из текста этого не следует:
1царств.17:
40 И взял посох (палицу в слав.) свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.
43 И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? (палицею и камением) разве я собака?
48 Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49 И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его (и простре Давид руку свою в тоболец, и изъя из него камень един, [и вложи в пращу], и верже пращею, и порази иноплеменника в чело его, и унзе камень под шлемом в чело его), и он упал лицем на землю.
Таким образом, получается, что этот посох-палица не был «ложкой для метания» и может даже вообще не был оружием (Давид был пастухом, а пастухи имели пастушьи жезлы), а пращу (веревочную или ременную) Голиаф просто не заметил. Кстати о его защите сказано в 5 стихе:
«Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди». Это где-то 60 кг. Еще был щит. То есть либо тут действительно не обошлось без промысла Божия, либо переводчики слегка адаптировали исходные тексты к современным реалиям, либо одна из главных причин снятия пращей с вооружения – низкая эффективность в борьбе с защищенным противником – сильно преувеличена. Ибо хотя медь и мягче железа, но вот пробивалась же! Хотя куда интереснее было б узнать результат попадания в доспех, так как пращи стали выходить из массового употребления как раз к 13-14 векам, когда в Европе появился железный чешуйчатый доспех (на Руси использовался с 11 века), максимально адаптированный для защиты от метательного оружия.
Другой тип пращи – праща-бич (нем. stockschleuder, англ. gibet). В этом случае снаряд вкладывается в расщепление на конце жесткого хлыста или заматывается в кончик кнута и выпускается резким движением. Праща-бич применялась преимущественно на флоте и при осадах. В дальнейшем она нашла широкое применение во французских войсках. Такой вид пращи считается наиболее эффективным, но и использовать его сложнее.
Праща могла бить на расстояние до 250 м, метая каменные, металлические или глиняные ядра диаметром 3-8 см. Хотя глиняные и не были особо эффективны, зато при ударе рассыпались и потому не могли быть использованы врагом. Самым страшным снарядом были сколы или ядра из свинца, хотя использовались они редко (до сих пор найдены только немецкие и североитальянские ядра). Делали их в замках, вблизи города Тревизо. Некоторые из них имеют клейма с именами владельцев и городов, таких как Милан, Бицтом, Хотелин и др… Кстати, обращения к врагу типа «возьми», «ешь», «тебе» и др. были еще на древнеримских ядрах.
Славой самых ловких пращников пользовались жители Балеарских островов, служившие в испанских войсках. Они поражали человека на расстоянии 120-160 шагов (около 100 м). Их нанимали за ту же плату, что лучников и арбалетчиков, хотя в бою последние были куда полезнее.
Праща часто применялась, начиная с крестовых походов до XV века, итальянцами и горными жителями Швейцарии. Она никогда не была оружием аристократов, ей всегда были вооружены только низшие классы.
В 15 веке праща окончательно вышла из употребления и использовалась только профессиональными наемниками. Превосходное метательное оружие было в сборном войске, которое вел на Белград Иоанн Капистран (1386—1456). Пращники сопровождали рыцарей императора Генриха VII в Италию. Можно предположить, что венгерский король Матьяш Корвин (1458—1490), будучи поклонником римского способа ведения войны, держал в своем войске пращников. Доказательства того, что пращу использовал в сражениях император Фридрих III (1415—1493), найдены в инвентарной книге Венского цейхгауза от 1519 года, в которой обозначены тридцать две пращи как хранящиеся в «Арсенале». Они хранились там, несомненно, многие десятилетия, не являясь более предметом вооружения.
Однако и в XX веке эпизодическое применение пращей встречается -
во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 из них успешно метались ручные гранаты…
Источник: