Кажется, что россияне с самого начала ждали подвоха. Российские чиновники решили взять за основу опыт иностранных государств, где спрос на автомобили стимулируется в частности программами "новый автомобиль за старый драндулет". В России тоже решили попробовать. Пообещали россиянам сертификат на 50 тысяч рублей, который будут выдавать за утилизацию старого автомобиля и который можно использовать при покупке нового. Где же подвох? А вот он. В Минпромторге решили сделать процедуру утилизации старого автомобиля платной. Для хозяина сдаваемого в утиль авто.
Как сообщили "Интерфаксу" в Минпромторге, владелец вышедшего из эксплуатации автотранспортного средства, сдаваемого на утилизацию, должен будет оплатить услугу за утилизацию.
"Расценки будут устанавливаться субъектами РФ, участвующими в эксперименте", - пояснили в министерстве.
Сумма не будет превышать 3 тыс. рублей за одно вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство.
Аналитики уже критикуют саму программу: мол, 50 тысяч рублей слишком небольшое подспорье в покупке нового автомобиля. Тем более, для тех россиян, которые владеют такими старыми авто, которые дороже 50 тысяч на вторичном рынке стоить не будут. А тут ещё и оплата процедуры утилизации должна лечь на плечи автовладельцев.
"И вроде бы пустячок при стоимости новых автомобилей (производимых в России) не в одну сотню тысяч рублей, но осадочек остается. К тому же получается, что при утилизации ты платишь настоящие живые деньги, а получаешь бумажку-заменитель денег", - пишет Интерфакс.
Понятное дело, ни в одной стране, где реализуется подобная программа, плату за утилизацию автомобилей с владельцев не берут.
Остаётся лишь небольшая надежда, что в Минпромторге одумаются и не станут делать услугу утилизации старых авто платной. Время покажет.
Напомним, в эксперименте по стимулированию покупки новых автомобилей взамен старых, сдаваемых на утилизацию, будут участвовать 11 регионов. Запустить программу в действие Минпромторг обещает с начала 2010 года. Но пока не ясно: где будут утилизироваться автомобили. Готова ли хоть одна из областей потратить несколько десятков миллиардов рублей на создание площадки по утилизации старых авто?
Правда, на днях от правительства Самарской области поступило предложение: создать площадку для реализации проекта по утилизации старых авто на "АВТОВАЗе".
"Здесь /на “АВТОВАЗе”/ для реализации проекта есть всё — кадры, энергетические мощности, производственные площади", — цитирует газета "Ведомости" министра природопользования области Дмитрия Азарова. По мнению Азарова, "АВТОВАЗ" может перерабатывать 40 машин в смену. В пресс-службе автозавода сообщили, что готовы рассмотреть любые варианты своего участия в программе утилизации автомобилей.
Аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов и ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов считают, что максимально на таком предприятии могут быть заняты 15-30 человек, потому что цех должен быть автоматизированным. Создание цеха на готовой и оборудованной площадке "АВТОВАЗа" обойдется в 10-30 млн руб., а создание цеха с нуля будет стоить примерно 70-100 млн руб., оценил Баранов.
Между тем, на организацию проведения эксперимента российские власти готовы выделить 50 млн рублей. Кроме того, почти 10 млрд рублей планируется выделить в 2010 году на предоставление субсидий по возмещению потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автомобилей.
В США, где аналогичная программа действовала всего месяц, на это было потрачено $3 млрд. Программа cash-for-clunkers предусматривала выплату до $4,5 тыс. на покупку нового, более экономичного автомобиля тому, кто сдаст в утиль свой старый драндулет. Программа пользовалась у американцев ажиотажным спросом: по ней приобретено более 700 тыс. автомобилей. В Германии за полгода было потрачено около 5 млрд евро, а размер "вознаграждений" составлял 2,5 тыс. евро. В Японии стимулирование составляло 100-250 тыс. иен ($1,5-2,7 тыс.).
Между тем, в России, по даным АВТОСТАТ, под действие утилизационной программы попадает 19,6 млн. легковых автомобилей или 56,9% российского автопарка (34,4 млн. машин). Но не каждый владелец такого авто сможет себе позволить добавить к сертификату номиналом 50 тысяч рублей ещё как минимум 180 - 200 тысяч рублей, чтобы купить новый автомобиль.
Источник: