Когда будете бродить по залам прославленного Лондонского музея восковых фигур, в толпе гениев и злодеев прошедших эпох, современных "звёзд" и монархов обязательно отыщите маленькую остроносую старушку в чёрном. Это мадам Тюссо. Она вполне достойна стоять в блестящем кругу знаменитостей - и не только как основательница музея. Жизнь самой мадам - готовый сюжет для приключенческого романа.
Как непросто было устроить свою судьбу девушке XVIII столетия! Особенно если она не блистала красотой, а в качестве приданого имела лишь "славное" имя своего отца - Гроссхольц. Слава его была, увы, худой. Мари с детства привыкла к тому, что люди сторонятся их, будто прокажённых. Это и понятно, ведь её отец - потомственный палач. Мать Мари не любила угрюмого мужа, отдав своё сердце молодому красавцу-скульптору Филиппу Вильгельму Куртиусу. Во время одной из ежедневных ссор она бросила мужу в лицо: Мари - не его дочь, а Куртиуса. Палач и бровью не повёл. А утром преспокойно выставил обеих за дверь. Мать вместе с девочкой переехала к своему любовнику.
На официальном сайте музея у этой истории куда более благообразное начало: "Её отец был солдатом и участвовал в Семилетней войне. Он погиб за два месяца до рождения девочки, так и не увидев её. Овдовевшая мать работала экономкой в доме доктора Филиппа Куртиуса, а потом вышла за него замуж".
Филипп Куртиус отнюдь не бедствовал, как большинство его товарищей по цеху в те времена. Поставщик двора Его Величества короля Франции, он отливал из воска изображения монарха, его многочисленных чад и домочадцев. Малышку Мари невозможно было вытащить из мастерской отца. И вскоре он начал обучать её всем премудростям своего ремесла. Ученица оказалась на редкость способной, и Куртиус благодарил Бога за такую помощницу - один он уже не справлялся с потоком заказов. Парижане наперебой заказывали свои портреты скульптору, лепившему самого короля. В мастерской побывали Бенджамин Франклин и Вольтер. Как раз фигура Вольтера стала первой, которую самостоятельно изготовила 17-летняя Мари. Куртиус понял, что у его дочери настоящий талант, и вскоре доверил ей снять посмертную маску Жан-Жака Руссо. Мари трудилась над заказами целыми днями, а по вечерам позволяла себе "отдохнуть": лепила портреты гостей Куртиуса - известных политиков, философов, поэтов.
О юной художнице узнали при дворе... В один прекрасный день ошеломлённой и обрадованной девушке было велено явиться в Версаль: отныне её обязанность - обучать мадам Элизабет, сестру Людовика XVI, пожелавшую овладеть искусством скульптуры. Девять лет Мари провела в роскоши Версаля. Появлялись всё новые и новые восковые фигуры, её мастерство изумляло придворных. Жизнь казалась безмятежной, будущее - ещё более блестящим.
Всё изменилось 14 июля 1789 года. После штурма Бастилии монархия пала, и Мари с матерью оказалась в тюрьме - в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона Бонапарта. Женщинам уже остригли волосы - на площади их ждала гильотина. Однако через некоторое время их неожиданно освобождают. Почему, история умалчивает.
Придворная художница на свободе, но подозрения в симпатиях к осуждённым с неё не сняты. Мадемуазель Гроссхольц должна ещё заслужить доверие революционеров! И она заслужила его, изваяв посмертные маски тех, с кем каждый день встречалась в коридорах Версаля, в том числе Людовика и Марии-Антуанетты. Для работы ей требуются настоящие волосы. Где их достать? Да с голов казнённых на гильотине! В кругу парижских палачей Мари по-прежнему считают дочерью Гроссхольца, и она получает всё, что ей требуется. Она поспешно отмывает окровавленные головы своих бывших посетителей и работает, работает над коллекцией. Теперь у Мари новые заказчики: Дантон, Демулен, Робеспьер.
В мастерской Куртиуса вновь кипит работа - только бы поспеть за гильотиной. Наэлектризованная ежедневным зрелищем смерти, толпа требует крови, всё равно чьей. Однажды врагами почему-то объявлены подданные Германии, и Куртиус, немец по национальности, вынужден бежать из Парижа. Мари остаётся одна.
Однажды за ней пришли. Потребовали взять всё необходимое для работы и проводили в некий дом. В комнате наверху в металлической ванне остывало тело Марата, заколотого сторонницей короля Шарлоттой Корде. Революционные гвардейцы ещё не успели увести преступницу, и Мари жадно впилась взглядом в лицо Шарлотты, запечатлевая в памяти её черты. Она механически делала свою работу, поглощённая неожиданной идеей. Вернувшись домой, приняла решение: создавать не только фигуры, но и целые сцены. Так появилась первая - Марат и Шарлотта.
В 1794 году умер доктор Куртиус, и Мари унаследовала его дело. Ей было к тому времени 33 года. Через несколько месяцев после кончины отца она познакомилась с инженером Франсуа Тюссо и вскоре обвенчалась с ним. Через год у Мари родилась девочка, но прожила совсем недолго. Потом следует рождение двух сыновей. Наконец-то у неё есть настоящая семья! Но вскоре Мари приходится признаться самой себе, что она сделала не слишком-то удачный выбор. Франсуа оказался любителем выпить и азартным игроком. Всё, заработанное женой, он умудрялся спускать в карты.
А спускать было что. Дела в мастерской идут превосходно, имя мадам Тюссо известно всему Парижу. Бывшая соседка по тюремной камере, а ныне императрица Жозефина, приглашает её во дворец Тюильри, чтобы сделать скульптурное изображение головы Наполеона... Восковые фигуры мадам Тюссо скоро не оставят места в мастерской самой художнице. Её коллекцию должны увидеть тысячи людей! - твердит про себя Мари.
В 1802 году она решается. Уходит от мужа, оставляет младшего сына у матери, а со старшим Жозефом отправляется в путешествие по Британским островам. Её восковые фигуры потрясают английскую публику, чтобы увидеть их, люди выстраиваются в очереди. Но через два года - очередное испытание: грузовой пароход идёт на дно с большей частью коллекции. Мадам выслушала это известие, не поведя бровью. Как когда-то её официальный отец-палач, узнавший об измене жены. Она начинает всё сначала - благо остались формы для отливки. Коллекция воссоздана.
Путешествие Мари продолжалось тридцать лет и три года. Она так никогда и не вернулась на родину. Лондон и Шотландия, Ирландия и Уэльс... Ей нравилась Англия, нравилось переезжать из города в город, нравилось наблюдать восторг и ажиотаж вокруг своих творений. Очередной сезон открывался новыми фигурами: Вальтер Скотт и Шекспир, сэр Нельсон и маленькая девочка - королева Виктория. На глазах современников в воске застывала История...
Мари-художницу по-прежнему особенно интересуют злодеи, совершившие громкие преступления: их лица кажутся такими выразительными, каждое - словно театральная сцена, на которой перед потрясённой публикой разыгрывается трагедия. Эдинбургский палач Джон Вильямс разрешает мадам доступ в тюрьму, и Мари снимает маски с преступников накануне казни, а иногда и после неё. Так постепенно она заселяет свою "Комнату ужасов".
К моменту смерти мадам Тюссо в 1850 году (ей было 89 лет) её работы известны далеко за пределами Англии. В 1884 году благодаря её внуку, Джозефу Рэндалу Тюссо, у коллекции появился постоянный адрес. Кстати, неподалёку от улицы Бейкер-стрит, где сегодня размещается музей.
Мадам обрела вторую жизнь в кругу своих творений. Интересно, о чём они беседуют, когда последний посетитель покидает музей, в залах гаснет свет и смотритель запирает двери на замок?
Источник: