В результате крушения у берегов Дании (Гренландия автономная провинция в составе этой страны) стратегического бомбардировщика В-52 Военно-воздушных сил США, на датской территории осталось не найденной атомная бомба.
Как передает сайт Inopressa.ru, во вторник, 11 ноября, об этом сообщила британская радиокомпания Би-би-си, со ссылкой на результаты специального эксклюзивного расследования обстоятельств этого инцидента.
Поясним историю этого инцидента. В начале 1950-х годов на севере Гренландии была построена база американских ВВС «Туле», задача которой было ведение радиолокационного слежения в районе Северного полюса. При этом Пентагон был уверен, что Советский союз в случае начала ядерной войны против США первым делом предпримет все меры для уничтожения этой базы. Поэтому начиная с 1960 года бомбардировщики B52, оснастили ядерными бомбами и самолеты начали непрерывное патрулирование границ СССР, что бы в случае уничтожения базы нанести «удар возмездия» по территории нашей страны.
Однако 21 января 1968 года один из таких полетов закончился плачевно, стратегический бомбардировщик В-52, на борту которого находились четыре атомных боеголовки, потерпел катастрофу вблизи базы. Самолет пробил лед и оказался на морском дне. Взрывчатые вещества вокруг четырех ядерных боеголовок сдетонировали при падении, но сами боеголовки не пострадали, поскольку члены экипажа бомбардировщика не поставили оружие на боевой взвод.
Обстоятельства этой катастрофы были сразу же засекречены. И только спустя 40 лет пилоты злополучного пилоты бомбардировщика — Джон Хьюг и Джо Дэ Амарио смогли рассказать о случившемся. По их словам, сразу после катастрофы военные при участии гренландских и датских рабочих провели операцию по подъему из морских пучин разбившегося самолета. Собрав 500 миллионов галлонов льда, специалисты смогли обнаружить и поднять с морского дна обломки бомбардировщика и ядерные боеголовки, находившиеся на его борту.
Власти США особо подчеркнули, что были обнаружены и подняты все бомбы. Однако, журналисты, просмотрев рассекреченное американское правительственное видео, пришли к выводу, что со дна Ледовитого океана были подняты только три бомбы, а четвертый заряд так и не был найден.
Справедливости ради необходимо отметить, что попытки найти четвертую бомбу американские военные все же предпринимали. Так, в конце января 1968 года авиаразведка установила, что одна из секций льда в районе аварии имеет затемнения. Лед в этом районе замерз повторно и сквозь него просматривались очертания парашюта бомбы. В апреле 1968 года было решено отправить в район инцидента субмарину Star III, чтобы найти злополучную бомбу под регистрационным номером 78252. Реальная цель субмарины была преднамеренно скрыта от датских властей, Копенгаген был уверен, что США проводят исследование океанического дна в регионе.
«Факт, что эта операция включает поиск объекта или недостающую часть оружия, нужно рассматривать как конфиденциальный NOFORN (что обозначает — не быть раскрытым любой зарубежной стране)»,— говорится в тексте одного из документов, датированного июлем.
И все же эти поиски успехом не увенчались. Сначала возникли проблемы технического характера, потом помешала зима. Решено было свернуть поисковую операцию. Ученые успокоили военных, сообщив им, что радиоактивные материалы, входившие в состав основного заряда (уран и плутоний) растворятся в таком огромном объеме воды. Таким образом, ядерная боеголовка и по сей день мирно покоится (до поры до времени) на дне Северного Ледовитого океана.
Между тем Вильям Чамберс, физик-ядерщик, принимавший непосредственное участие в разработке атомного оружия в лаборатории Лос-Аламос пояснил Би-би-си – «Несомненно, будет большим разочарованием, если нам не удастся поднять все компоненты бомбы… Она способна создать серьезные проблемы. Мы действительно не знаем, что случилось с этой бомбой... Она точно не взорвется, но все еще велика опасность заражения и всего, что с этим связано».
Эта история в очередной раз доказывает, что атомное оружие несет огромную опасность для человечества и Земли.
Источник: