Фальшивым может оказаться каждый двадцатый полис.
775 тыс. бланков ОСАГО, которые находятся в обращении, могут стать фальшивыми полисами. Страховщики, за которыми они записаны, разорились, а бланки могут незаконно продавать бывшие сотрудники компаний.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), на октябрь 2009 года осталось около 775 тыс. бланков ОСАГО, за которые не отчитались лишенные лицензии страховые компании. Участники рынка опасаются, что эти полисы привлекут внимание мошенников, желающих продать их незаконно.
Сейчас полисы ОСАГО продает 151 страховая компания, но их число постоянно сокращается.
За все время действия системы обязательного автострахования потеряли лицензии 35 компаний. Значительная часть отзывов приходится на 2009 год — с начала года с рынка исчезли 15 компаний, на которые в 2008 году приходилось 6,27% сборов по ОСАГО, говорится в сообщении РСА. В целом в период с января по июль 2009 года российские страховщики продали 20,237 млн договоров ОСАГО. За первое полугодие продаж сборы составили 40,756 млрд руб. Доля полисов, оставшихся за компаниями, ушедшими с рынка, составляет около 5%.
Схема мошеннического использования оставшихся бланков ОСАГО простая, говорит заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
«Мошенник продает полисы при любом удобном случае там, где он сможет договориться: около ГАИ, в магазине, который торгует автозапчастями, на авторынке или через интернет», — рассказал он.
Если вам предлагают полис ОСАГО значительно дешевле, чем в среднем по рынку, это первый сигнал тревоги.
Такой полис может оказаться или на бланке разорившейся компании, или легальный, но от страховщика, который «хулиганит и предлагает полисы с большой скидкой, находясь на грани банкротства», добавляет Игорь Иванов. Такие полисы будут недействительными — страховку в случае аварии по ним получить нельзя.
Мошенничеством с полисами ОСАГО занимаются продавцы или посредники, которые работали в компаниях, не отчитавшихся за бланки. «Официально это не ворованные полисы. После того как компания закрывается, кто-то берет себе на память большую пачку бланков. Как правило, такие компании уходят с рынка, не рассчитавшись не только с клиентами, но и со своими сотрудниками, с агентами. Люди пытаются компенсировать убыток», — пояснил Игорь Иванов.
То, что полис поддельный, может определить квалифицированный сотрудник милиции. Надзорные функции есть и у Российского союза автостраховщиков и Росстрахнадзора.
Если на компанию поступает много жалоб, ведомство имеет право провести проверку страховщика, приостановить или отозвать лицензию.
По словам председателя Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаила Аншакова, владельцы фальшивых полисов могут попробовать вернуть деньги через Союз автостраховщиков. «У них есть компенсационный фонд, куда все страховые компании в свое время платили деньги, и за счет этого фонда потребителям должны выплачивать ущерб», — говорит он. Клиентов, у которых возникают проблемы со страховыми компаниями, в ОЗПП много. По словам Михаила Аншакова, «в месяц насчитывается несколько десятков обращений».
Чтобы избежать покупки фальшивого полиса, юристы советуют следить за компаниями, которые работают на рынке, ориентироваться на лидеров сегмента и внимательно относиться к цене на страховые полисы.
Лучше всего заключать договор в крупных компаниях, у которых филиалы в большинстве регионов.
«Тем более общие тарифы на страховые полисы установлены нормативными актами правительства, и серьезные отступления от них можно считать подозрением на определенные махинации», — говорит председатель московской коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов.
Если потребитель все-таки столкнулся с мошенничеством, то нужно подавать заявление в правоохранительные органы и возбуждать уголовное дело по факту мошенничества, говорят юристы.
Источник: