Дональд Уиллс Дуглас родился 6 апреля 1891 г. в Бруклине, штат Нью-Йорк. Он был так талантлив, что сразу после средней школы его приняли без экзаменов в Военно-морскую академию США в Аннаполисе.
Разочарованный муштрой, он ушел из академии и перевелся в престижный Массачусетский технологический институт в Кембридже, штат Массачусетс. Здесь он окончил четырехлетний курс за два года и затем ассистировал Джерому Хансекеру в создании первой аэродинамической трубы.
После окончания учебы работал в институте, но в 1914 г. перешел в авиастроительную компанию Glenn Martin Company. Во время Первой мировой войны работал главным инженером этой компании, а после слияния Glenn Martin Company с Wright Company в одну компанию Wright-Martin, и последующем преобразовании ее в Glenn L. Martin Company в Кливленде, Огайо начал работу над проектированием большого самолета-бомбардировщика. Он мечтал создать свою компанию, в которой смог бы заниматься конструированием и строительством самолетов так, как ему хотелось.
Не имея необходимых для создания собственной компании финансовых средств, он заключил сделку с калифорнийским миллионером и большим энтузиастом авиации Дэвидом Дэвисом. Репутация Дугласа, великолепного и оригинального инженера, убедила миллионера выделить необходимые средства в 1920 г.
В первые годы существования Davis-Douglas Company сконструировал биплан, названный Douglas "Cloudster". Конструкция машины оказалась настолько удачной, что она могла переносить груз, масса которого равнялась весу самого самолета. Это было огромным достижением. Характеристики машины привлекли к ней большой интерес военно-морских сил, которые заключили контракт с компанией, называвшейся теперь «Douglas Aircraft Company», на строительство трех различных версий самолетов - транспортных машин, бомбардировщиков и морских торпедоносцев. Это принесло Дугласу известность как в военных, так и в гражданских кругах.
Первый самолет Davis-Douglas Company - Douglas "Cloudster".
Компания отпраздновала новый успех в 1924 г. Самолет Douglas World Cruiser (DWC), разработанный для вооруженных сил, совершил первый кругосветный полет. Для гражданской авиации был создан Douglas M-1. Более 40 этих машин в различных транспортных версиях закупила компания US Air Mail.
В конце 20-х годов большинство авиакомпаний использовали трехмоторные самолеты с фюзеляжем, сделанным частично из дерева, частично из металла. Это были конструкции, летавшие медленно, на низких высотах и создававшие множество проблем наземным службам. После нашумевшего несчастного случая с самолетом Fokker F.X из «Transcontinental & Western Airlines», явившегося причиной смерти легендарного тренера футбольной команды Ната Рокна, авиакомпании стали искать более надежные и безопасные машины. Именно тогда Дональду Дугласу пришла идея создания суперсовременного по тем временам самолета. Начиная работу, инженеры конструкторского бюро Дугласа ставили перед собой весьма честолюбивую задачу создания лучшего в мире самолета.
Опытный образец, названный Douglas DC-1, впервые поднялся в воздух в июле 1933 г. Он был прост в эксплуатации, совмещая в себе безопасность, скорость и высокий уровень комфорта. DC-1, без преувеличения, произвел переворот в авиационных технологиях 30-х годов. Это был полностью металлический самолет, оснащенный двумя двигателями со звездообразно расположенными цилиндрами. Этим достигалась высокая скорость полета. Кроме того, двигатели быстро останавливались и охлаждались при приземлении, что было новшеством в то время. Мягкое, без быстрого изменения скорости приземление увеличило комфорт пассажиров. Благодаря эффективным закрылкам самолет обладал малой скоростью при посадке. DC-1 мог перевозить 12 пассажиров. Его модификация с расширенным на 0,5 м фюзеляжем (общая длина 18,89 м) и двигателями Wright SGR-1820-F3 Cyclone, мощностью 653 кВт (887 л. с.) была названа DC-2.
Транспортный самолет Douglas DC-1.
В 1935 г. DC-1 был заменен более совершенным и мощным - DC-3, ставшим очень популярным во всем мире. Во время Второй мировой войны DC-3 обычно использовался вооруженными силами для транспортировки людей и грузов. Самолеты, построенные специально для армии, были названы C-47 и C-53. C-47, названный в ВВС Великобритании Dakota, использовался для транспортировки парашютно-десантных войск и буксировки планеров. Самолеты военного образца были специально оснащены оружием и более прочным полом фюзеляжа.
Самолет занимал второе место в группе транспортных самолетов средней дальности и был оборудован двумя двигателями Pratt & Whitney, мощностью в 894 кВт (1200 л. с.) каждый. Грузоподъемность самолета составляла 28 пассажиров, плюс три члена экипажа и пять тонн груза (в санитарной версии имелось 18 носилок и сиденья для медиков), его скорость была 279 км/ч, а дальность полета - 2415 км.
Всего было построено 15 тысяч машин DC-3, включая лицензионные, построенные в СССР и Японии. Армия заказывала этот самолет в 28 вариантах. Кроме того, он использовался в нескольких специализированных версиях, например для электронного воздушного наблюдения.
Кроме популярного самолета Dakota, компания Дугласа изготовила множество других моделей самолетов. В феврале 1942 г. был испытан четырехмоторный DC-4 (военная версия С-54 Skymaster, морская версия R5D).
Дальний транспортный самолет Douglas DC-4/С-54 Skymaster
На протяжении Второй мировой войны Дуглас проектировал также легкие бомбардировщики Douglas A-20 Havoc и Douglas A-26 Invader. После окончания войны компания выпускает пассажирские самолеты DC-8, DC-9 и DC-10 с реактивным двигателем. В 1954 г. компанией был выпущен истребитель-бомбардировщик Douglas A-4 Skyhawk. В 1957 г. Дональд Дуглас ушел с поста президента, но оставался руководителем исполнительного комитета до 1967 г. Затем компания стала частью концерна McDonnell Douglas Corporation.
Дональд Дуглас умер 1 февраля 1981 г. в Палм-Спрингс, Калифорния, США.
Источник: