Святодень, когда Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считалось, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя было пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особо чтили в этот день Велеса и Макошь — Земных заступников. Волхвы выходили в поле, ложились на траву — слушали Землю.
На зачине во вспаханную загодя борозду клали зерно и лили пиво, приговаривая, став лицом на восток:
Мать Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела.
Повернувшись на запад, продолжали:
Мать Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, во смолу горючую.
Обратившись к полудню, произносили:
Мать Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью.
На полночь обращались:
Мать Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями.
После каждого обращения лили пиво в борозду, а затем разбивали кувшин, в котором оно было принесено. После заклятий волхвы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи», гадали о будущем по приметам, в земле встречающимся.
Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дерна, присягали Матери Сырой-Земле, обязуясь защищать её от ворогов.
Зачин оканчивался славлением:
Гой, Земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила.
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот.
После зачина освящённую горсть Земли собирали в мешочки и хранили как обереги. Хмельной пир и игрища завершали праздник.
Источник: