Несомненно, самым удобным способом переноски поклажи в пеших походах на сегодня является рюкзак. Добротный и удачно подобранный, он облегчает перемещение тяжелой ноши, предоставляет свободу движений и создает комфорт в путешествии.
Исходя из объема и назначения, все рюкзаки принято делить на три основных группы:
городские (объемом до 35 литров). Это рюкзаки на каждый день, используемые вместо сумок или портфелей.
штурмовые (от 35 до 65 литров). Предназначены для пешего туризма и отдыха на природе. Эта группа рюкзаков является самой популярной, так как вместительность и функциональность позволяет использовать их в самых разных видах активного отдыха – легкий теркинг, вылазки на природу на несколько дней, охота, рыбалка и прочее.
экспедиционные (70 - 120 и более литров) – самые объемные рюкзаки. Служат для многодневных походов и исследовательских экспедиций.
Конструктивно рюкзак состоит из погрузочной камеры и подвесной системы. Удобство и технологичность последней и обеспечивает комфорт в эксплуатации.
Подвесная система – блок лямок и ремней, фиксирующих рюкзак на спине путешественника и способствующих правильному распределению нагрузки. В настоящее время чаще всего применяются полужесткие анатомические подвесные системы.
Они состоят из:
- жестких элементов (лат) повторяющих по форме профиль позвоночника. Они вставляются в специальные карманы на рюкзаке в области спины. Поверх лат расположены мягкие полиуретановые вставки, которые обеспечивают комфортное прилегание рюкзака к спине и хорошую вентиляцию.
- плечевых лямок состоящих из нейлоновых строп и мягких полиуретановых вставок. Они имеют анатомически продуманную (S-образную) форму, позволяющую рюкзаку удобно размещаться на плечах и не сковывать движения.
Часто для дополнительной фиксации плечевых лямок используется специальный ремень, стягивающий их на груди. Для обеспечения свободного расширения грудной клетки при дыхании, этот ремень имеет вставку из резинки.
- поясных лямок, обеспечивающих перераспределение нагрузки с позвоночника на пояс.
Подвесная система снабжена большим количеством застежек, карабинов и фиксаторов, позволяющих оптимально подстроить рюкзак под анатомические особенности его хозяина. Для облегчения веса, эти элементы изготавливаются из композитных материалов (специальных пластиков). Это делает их «самым слабым звеном» во всей системе, так как пластик достаточно хрупок. К сожалению, визуально практически невозможно определить прочность этих застежек, и об их характеристиках можно судить только из заявлений продавца. Поэтому при использовании рюкзака следует особо аккуратно обращаться с данными элементами – не допускать ударов, сколов и резких динамических нагрузок. Нужно помнить, что выход из строя всего одной такой детали может сделать невозможным дальнейшее функционирование рюкзака в целом.
Погрузочная камера должна быть оптимальных для конкретного похода размеров и обеспечивать размещение необходимого количества вещей и снаряжения. Может иметь одно или два отделения. В случае «двухобъемной» камеры предусмотрен отдельный карман для спального мешка.
Современные рюкзаки – высокотехнологичные изделия, производимые из передовых материалов. Для изготовления качественных рюкзаков применяются нейлоновые ткани с особыми свойствами. Технологии таких тканей имеют название OXFORD и CORDURA. Материал OXFORD более легкий, но хуже держит форму и менее износостойкий. CORDURA прочнее, жестче и не так подвержена истиранию. Плотность (а, следовательно – износостойкость) материала можно определить по маркировке ткани. Рядом ее с названием обычно выставляется некое значение, величина которого и определяет прочность материала. Так, CORDURA 1000 в два раза плотнее, чем CORDURA 500.
Плетение нитей чаще всего квадратное, но иногда применяется так называемое плетение «в рубчик» - такой ткани практически не страшны зацепки. Кроме того, многие производители при изготовлении рюкзаков используют кевларовые нити, вплетая их в основную ткань и тем самым, делая ее еще более прочной. Хорошие рюкзаки изнутри обрабатываются мембранным материалом, что позволяет сделать погрузочную камеру водонепроницаемой. Для этих же целей также может использоваться специальная водоотталкивающая пропитка волокон ткани.
Сверху погрузочная камера оснащена клапаном, плотно прикрывающим ее содержимое. Этот элемент может быть как фиксированным, так и съемным. Съемный (регулируемый) клапан позволяет несколько увеличить вместимость рюкзака. Такой элемент используется преимущественно в экспедиционных рюкзаках большого объема. Кроме того, вход в камеру обычно снабжается дополнительным специальным клапаном из тонкого нейлона, затягивающимся при помощи шнурка. Он также имеет водоотталкивающую пропитку или мембрану и служит для дополнительной защиты содержимого рюкзака от внешних воздействий погоды.
Для дополнительной защиты рюкзака от осадков, туристами часто используются так называемые «дождевики» - чехлы из тонкой нейлоновой ткани с высокой влагостойкостью. Такой девайс стоит копейки, но в сильную непогоду незаменим.
На внешней стороне рюкзак может иметь несколько карманов и специальных подвесных элементов, позволяющих некоторую часть поклажи зафиксировать снаружи. Обычно таким образом транспортируют туристические коврики - «кэриматы», фляги с водой, фонари и другой подобный инвентарь.
Производителей рюкзаков довольно много. По ценовому уровню все фирмы, производящие данный вид снаряжения, можно разделить на «бюджетные», «средние» и «ТОП». Рюкзак – не самый лучший способ экономии, поэтому на продукцию первых при выборе лучше внимания не обращать, так как от цены в этом случае качество зависит напрямую.
К хорошим середнячкам стоит присмотреться – здесь часто качество на высоком уровне. К таким можно отнести фирмы «Salewa», «Nordway», «Tatonka», «Everest» и другие. Цена на продукцию этих марок колеблется от 70 до 200 у.е., но приобретая такой рюкзак, можно быть уверенным в приличном исполнении. Более высокие цены зачастую продиктованы высокой «раскрученностью» брэнда. Так например, фирма «Marmot» вкладывает немалые средства в популяризацию своих технологий, и ее туристический инвентарь стоит гораздо дороже конкурентов.
В общем-то, цена рюкзака складывается из стоимости его изготовления (материалы и работа) и затрат на разработку модели. Многие известные производители уделяют много внимания исключительной эргономичности и функциональности своей туристической продукции. Для этого каждая новая разработка проходит не только тестирование качества, но и испытания в реальных условиях – за счет производителя проводятся специальные туристические экспедиции, в которых участники используют продукцию компании и затем дают практические рекомендации по ее усовершенствованию.
Итак, выбирая рюкзак, следует, прежде всего, определиться с его назначением. От этого будет зависеть объем и функциональность. При осмотре необходимо проверить качество швов, ремней и застежек, убедиться в прочности и соответствующей обработке ткани. И обязательно примерить! Причем рюкзак нужно мерить в наполненном и нагруженном состоянии – только так можно определить, будет ли удобна данная модель.
Источник: