Процесс выбора охлаждающей жидкости требует ответственного подхода: использование некачественных антифризов и тосолов может привести к дорогостоящему ремонту. Выбрать качественную охлаждающую жидкость – непростая задача для автомобилиста. По результатам исследований, проведенных Ассоциацией производителей и потребителей автотоваров, большинство представленных в продаже антифризов и тосолов не соответствуют стандартам качества. Все эти охлаждающие жидкости продаются в торговых точках в широком ассортименте.
Образцы тосолов и антифризов были протестированы испытательным центом ОАО «НИИК» по наиболее важным параметрам: плотность, температура кипения и начала кристаллизации, содержание метанола.
Температура кипения охлаждающей жидкости – один из важнейших показателей ее качества. По ГОСТу температура кипения должна быть не ниже 108°С. Если антифриз или тосол закипает раньше, в системе охлаждения появляются паровые пробки и она перестает эффективно работать, а двигатель перегревается. Двигатель начинает работать в условиях повышенной нагрузки, что приводит к его преждевременному износу.
Эти антифризы и тосолы закипают раньше, чем этого требует ГОСТ:
тосол «Аляска» (производитель ООО "Тектрон"), температура кипения 95°С;
дзержинский тосол ОЖ-40 OIL RIGHT, (производитель ООО "Промсинтез"), температура кипения 92,5°С;
антифриз Pilots Red Line (производитель ООО «Стрэкстэн»), температура кипения 94°С;
тосол Pilots А-40М (производитель ООО «Стрэкстэн», температура кипения 92°С);
жидкость охлаждающая ОЖ-40 (производитель ООО "Промсинтез"), температура кипения 93,5°С;
антифриз NIAGARA RED (производитель ООО ПКФ "Ниагара"), температура кипения 107,5°С;
тосол «Анонс» (производитель ООО ПКФ «ПРОМПЭК» ), температура кипения 96,5°С;
тосол antifreeze А-40 «Mr.Auto» (производитель ООО «Нова-Нефтехим»), температура кипения 94,5°С.
Использование указанных антифризов и тосолов может повлечь за собой дорогостоящий ремонт системы охлаждения. Этикетки этих продуктов утверждают, что диапазон рабочих температур соответствует ГОСТу или даже превосходит его.
Температура начала кристаллизации – также один из важнейших показателей качества охлаждающей жидкости. Это температура, при которой начинают появляться первые кристаллы льда. Значение этого показателя определяет ту температурную границу, ниже которой могут возникнуть проблемы, связанные с замерзающей охлаждающей жидкостью. По ГОСТу температура начала кристаллизации тосола или антифриза должна быть не выше -40°С. Образцы, которые не справились с тестом на температуру замерзания:
тосол «Аляска» (производитель ООО "Тектрон"), температура начала кристаллизации -35°С;
тосол дзержинский ОЖ-40 OIL RIGHT (производитель ООО "Промсинтез"), температура начала кристаллизации -37°С;
антифриз Pilots Red Line (производитель ООО "Стрэкстэн"), температура начала кристаллизации -36°С;
тосол Pilots А-40М (производитель ООО "Стрэкстэн"), температура начала кристаллизации -35°С;
жидкость охлаждающая ОЖ-40 (производитель ООО "Промсинтез"), температура начала кристаллизации -27,5°С;
антифриз Nord (производитель ООО "Гелена Химавто"), температура начала кристаллизации -37;
антифриз ZDA G11 (производитель ООО "ПКФ "Завод дзержинских антифризов"), температура начала кристаллизации -37°С;
антифриз «Анонс» G11 (производитель ООО ПКФ «ПРОМПЭК»), температура начала кристаллизации -39С;
тосол antifreeze Mr.Auto А-40 (производитель ООО «Нова-Нефтехим»), температура начала кристаллизации -29°С;
тосол Дзержинский А-40М (производитель ООО «Дзержинские антифризы»), температура начала кристаллизации -30,5°С;
тосол «Барс» (производитель ООО «Тосол-НН»), температура начала кристаллизации -26,5°С.
При этом, на этикетках этих продуктов указано, что температура замерзания этих продуктов -40°С.
Показатель плотности характеризует соотношение этиленгликоля и воды в охлаждающей жидкости. Согласно ГОСТ 28084-89, плотность должна быть от 1,065-1,085 г/см3. Среди образцов, у которых повышена плотность:
антифриз Pilots Red Line (производитель ООО «Стрэкстэн»);
тосол Pilots А-40М (производитель ООО «Стрэкстэн»);
тосол «Анонс» (производитель ООО ПКФ «ПРОМПЭК»).
Добавки не соответствующие ГОСТВ составе некоторых образцов были обнаружены посторонние примеси - вещества ДЭГ (диэтиленгликоль) и ТЭГ (триэтиленгликоль). Согласно спецификациям автопроизводителей, наличие ДЭГ или ТЭГ в объеме более 5% в составе охлаждающей жидкости, отрицательно влияет на ее смазывающие свойства. Причина попадания таких примесей – отсутствие входного и внутреннего контроля сырья на производстве, либо целенаправленное использование с целью максимально удешевить рецептуру.
Охлаждающие жидкости, в которых содержится ДЭГ и ТЭГ:
Дзержинский тосол ОЖ-40 OIL RIGHT (производитель ООО "Промсинтез");
антифриз Nord (производитель ООО "Гелена Химавто");
Тосол antifreeze А-40 «Mr.Auto» (производитель ООО «Нова-Нефтехим»).
ВНИМАНИЕ МЕТАНОЛ!Кроме того, 40% исследуемых образцов содержат запрещенный метанол. Это образцы охлаждающих жидкостей:
Тосол «Аляска», производитель ООО «Тектрон», содержание метанола – 9,94%;
Дзержинский тосол ОЖ-40 (OIL RIGHT), производитель ООО «Промсинтез», содержание метанола – 8,6%;
Антифриз Pilots Red Line, производитель ООО "Стрэкстэн", содержание метанола - 9,31%;
Тосол Pilots А-40М, производитель ООО "Стрэкстэн", содержание метанола - 11,23%;
Жидкость охлаждающая ОЖ-40, производитель ООО «Промсинтез», содержание метанола - 9,59%;
Тосол «Анонс», производитель ООО ПКФ «ПРОМПЭК», содержание метанола - 5,9%;
Тосол antifreeze Mr. Auto А-40, производитель ООО «Нова-Нефтехим», содержание метанола – 7,79%;
Тосол Дзержинский А-40М, производитель ООО «Дзержинские антифризы», содержание метанола – 4,45%.
Метанол - сильный нервно-сосудистый яд, отравление которым может привести к необратимой слепоте. Для автомобиля метанол опасен своим агрессивным воздействием на алюминиевые детали системы, в частности, радиатор. Разъедая радиатор, метанол приводит к образованию течей. При попадании в систему охлаждения, большая часть метанола выкипает, в результате чего падает уровень охлаждающей жидкости, и требуется постоянная доливка. Вместе с тем повышается температура кристаллизации. Даже если тосол или антифриз в начале эксплуатации выдерживал -35°С, то спустя непродолжительное время температура замерзания поднимется до -25°С.
Использование метанола при производстве автохимии запрещено в России. Однако, согласно результатам исследований, многие производители, стремясь максимально сэкономить на сырье, продолжают использовать метанол.
Исследования показали неутешительную картину на рынке охлаждающих жидкостей: большинство представленных образцов не соответствуют ГОСТу, причем некоторые из них сразу по трем-четырем параметрам: тосол «Аляска», дзержинский тосол ОЖ-40 OIL RIGHT, антифриз Pilots Red Line, тосол Pilots А-40М, жидкость охлаждающая ОЖ-40 (производитель ООО «Промсинтез»), тосол «Анонс», тосол antifreeze А-40. Использовать такие антифризы и тосолы опасно.
Результаты проведенных испытаний в очередной раз доказывают, что экономия производителей на сырье может обернуться разорительным ремонтом для автовладельца.
Какие охлаждающие жидкости выдержали тест?Всего несколько образцов тосолов и антифризов соответствуют требованиям ГОСТа. Среди тех, кто успешно прошел испытания, оптимальными показателями обладает антифриз марки FELIX Prolonger (производитель ООО «Тосол-Синтез-Инвест»). Также прошли испытания с положительным результатом антифриз G11 (производитель ООО «Обнинскоргсинтез») и охлаждающие жидкости производителя ООО «Промкомплекс».
Процесс выбора охлаждающей жидкости осложняется тем, что далеко не все производители указывают на этикетках достоверную информацию о своих продуктах. На упаковках, представленных в продаже антифризов и тосолов, обычно указано, что они соответствуют требованиям ГОСТа и международных стандартов, обладают современным пакетом присадок, и произведены из сырья высокого качества. Но, как показали результаты исследований, большая часть представленных на рынке тосолов и антифризов опасна для использования в автомобиле.
Источник: